Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Жудова Н.В, Рахманкиной Е.П, с участием прокурора Половниковой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО3 на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 11 августа 2022 г. (дело N 2а-242/2022), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 августа 2022 г, вынесенные по административному делу по административному иску ФИО3 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Тимирязевский о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский по многомандатному избирательному округу N ФИО3", заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения ФИО3, ее представителя Тамурка А.В, представителя избирательной комиссии Скрябина М.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский адрес от ДД.ММ.ГГГГ N назначены выборы в Совет депутатов муниципального округа Тимирязевский. Указанное решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в бюллетене "Московский муниципальный вестник" N (N).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 представила в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Тимирязевский документы о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский по многомандатному избирательному округу N.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 представила для регистрации кандидатом документы, включая подписные листы с 25 подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет.
ДД.ММ.ГГГГ решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Тимирязевский N ФИО3 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский по многомандатному избирательному округу N.
Не соглашаясь с указанным решением, ФИО3 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что она не присутствовала при проверке подписей избирателей, проведение повторной проверки противоречит закону.
Решением Коптевского районного суда г. Москвы от 11 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 августа 2022 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 1 сентября 2022 г, ФИО3 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения не допущены судами при рассмотрении заявленных требований.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
При разрешении заявленных требований, суд, руководствуясь положениями подпункта д пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 16, пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, пришел к выводу, что в подписных листах, представленных ФИО3, сведения о принадлежности к общероссийской творческой профессиональной организации Союза Архитекторов России - межрегиональная организация Союз Московских Архитекторов, указанные в заявлении о согласии баллотироваться от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовали.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности отказа избирательной комиссии в регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
По делу установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться ФИО3 указаны сведения о принадлежности к общественной организации: "член общероссийской творческой профессиональной организации Союза Архитекторов России - межрегиональная организация Союз Московских Архитекторов, членский билет N". В подтверждение данных сведений приложена копия членского билета за подписью ФИО12, с указанием его должности президента, содержащий печать организации.
ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой избирательной комиссии проводилась проверка подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения ФИО3, на которой кандидат присутствовала, при этом было установлено, что в подписных листах, сведения о принадлежности к общероссийской творческой профессиональной организации Союза Архитекторов России - межрегиональная организация Союз Московских Архитекторов, отсутствовали.
В соответствии с п. 9 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса Москвы недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 7.1, 8 и 10 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 7, 8, 12 и 14 части 6 статьи 34 настоящего Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5 статьи 34 настоящего Кодекса.
Таким образом, все подписи, представленные ФИО3, подлежали признанию недействительными, что нашло отражение в ведомости проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вручен протокол об итогах проверки подписей, составленный ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержались сведения о признании двух подписей избирателей недействительными в соответствии с п. 11 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса Москвы.
ДД.ММ.ГГГГ составлен уточняющий протокол об итогах проверки подписных листов, в который были внесены все подписи признанные недействительными в соответствии с пунктом 9 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса Москвы
Проанализировав представленные документы, суды правомерно исходили из того, что у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации кандидата ФИО3 в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, так как отсутствовало достаточное количество подписей избирателей, собранных в её поддержку.
При этом, составление протокола об итогах проверки подписных листов ДД.ММ.ГГГГ в целях внесения в него достоверной информации, прав кандидата не нарушило, поскольку ДД.ММ.ГГГГ повторная проверка подписных листов не проводилась.
Каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов судов, административным истцом не представлено.
Утверждение административного истца в кассационной жалобе о том, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уточнила сведения о принадлежности к общественной организации и исключила их из заявления о согласии баллотироваться, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку такое заявление, поданное за периодом выдвижения и регистрации, а также не одновременно с документами на регистрацию, не могло учитываться при при проведении проверки подписных листов.
Как правильно указано судами, избирательной комиссией не допущено нарушений законодательства при принятии оспариваемого решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, нарушений норм процессуального права судами не допущено, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Коптевского районного суда г. Москвы от 11 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.