Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Карцевской О.А, судей: Антропова Е.А, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-503/2021 по иску Прокурора Пролетарского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
по кассационному представлению прокурора Тверской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 12 апреля 2022 года
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения прокурора отдела Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Хатовой В.Э, поддержавшей кассационное представление, объяснения представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области - Орловой Т.В, представителя Министерства строительства Тверской области - Громовой С.В, возражавших против удовлетворения кассационного представления
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пролетарского района г. Твери обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в невыполнении работ по ремонту и утеплению фасада, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа), установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 19 по улице 6-я Пролетарская города Твери, запланированного к реализации в 2017-2019 г.г, предусмотренных региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года N 690-пп; возложении на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по ремонту и утеплению фасада дома, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания в многоквартирном "адрес".
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Пролетарского района г..Твери на основании обращения Тенниковой Т.П. проанализировано исполнение требований жилищного законодательства Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в части проведения капитального ремонта многоквартирного "адрес", расположенного на территории Пролетарского района г..Твери. По результатам проверки установлено, что распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года N 306-рп создана некоммерческая организация - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы утверждена постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года N 690. В соответствии с указанной региональной программой в 2017-2019 г..г. должен быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирного "адрес" в следующем объеме: ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия. Вместе с тем в указанном краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017-2019 г..г, утвержденном постановлением Правительства Тверской области N 62-пп от 10 марта 2017 года, многоквартирный "адрес" отсутствует.
Согласно информации департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства от 08 октября 2020 года N28/5976-4 многоквартирный "адрес" не включен в перечень домов, обеспеченных финансированием Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в рамках краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования "адрес", утвержденного постановлением администрации города Твери N 129 от 08 февраля 2017 года.
Таким образом, сторона истца полагает, что несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой на 2017-2019 г.г. и краткосрочным планом на 2017-2019 г.г, утвержденным постановлением администрации "адрес" от 08 февраля 2017 года N 129, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирном "адрес", либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирного дома по иным основаниям. Сведения о переносе исполнения мероприятий, предусмотренных региональной программой на 2017-2019 г.г, но не выполненных в установленный срок, отсутствуют.
Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. На Фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес" по виду работ: ремонт и утепление фасада, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа), установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирном доме радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания, в соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014 - 2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 N 690-пп. В удовлетворении оставшейся части заявленных прокурором Пролетарского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц исковых требований отказано. С Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в доход соответствующего бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 12 апреля 2022 года, решение Центрального районного суда г. Твери от 05 августа 2021 года в части удовлетворения искового требования прокурора "адрес" о возложении на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", отменено, в данной части принято новое решение, которым в удовлетворении указанного искового требования прокурора отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор Тверской области просит отменить принятое по делу апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на допущенные судом второй инстанции нарушения норм материального и процессуального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, иные участники процесса надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационного представления не явились.
От Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Администрации г. Твери, Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобы, представление без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационном представлении, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены обжалуемого судебного акта.Как следует из материалов дела и установлено судом, капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории "адрес" с 2014 года по 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года N 690-пп.
В соответствии с указанной Региональной программой в 2017-2019 годах должен быть осуществлен капитальный ремонт общего имущества многоквартирного "адрес" в "адрес".
На основании решения комиссии, созданной постановлением администрации города Твери от 10 июля 2014 года N 781 "О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь", с учетом положений постановления Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года N 210-пп "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" постановлением Администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года N 129 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь, в который в том числе включен многоквартирный жилой "адрес" как не обеспеченный финансированием Фонда.
Постановлением администрации г. Твери от 06 марта 2019 года N 250 внесены изменения в постановление администрации города Твери от 08 февраля 2017 года N 129 "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь", которым приведен перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не обеспеченных финансированием, включающим, в том числе, "адрес".
На дату обращения прокурора в суд с рассматриваемым иском и на дату судебного разбирательства работы, предусмотренные как региональной программой на 2017-2019 годы, так и муниципальным краткосрочным планом реализации региональной программы на 2017-2019 годы, не проведены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30, 154, 169, 170, 180, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации и, делая вывод об удовлетворении исковых требований в вышеуказанной части, исходил из того, что при рассмотрении дела не были установлены обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Суд посчитал, что недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов региональной программы к обстоятельствам, являющимся основанием освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не относятся.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда с выводами суда первой инстанции не согласилась, усмотрев основания для отмены.
Принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что при рассмотрении дела не нашли подтверждения обстоятельства, указывающие на то, что ответчиком Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не исполняются возложенные на него законом обязанности по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что само по себе включение того или иного дома в региональную программу капитального ремонта с первоначальным указанием в программе предельных сроков проведения ремонта не означает, что такие сроки не могут быть изменены исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которым, применительно к настоящему делу, является Правительство Тверской области. Суд также исходил из того, что поскольку формой муниципального краткосрочного плана, установленной вышеприведенным Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области не предусмотрено включение в муниципальный краткосрочный план домов, по которым отсутствует финансирование проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, постольку у Фонда не возникла обязанность по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план, утвержденный постановлением Правительства Тверской области, включая вышеуказанный спорный многоквартирный дом. Тем самым, не установив незаконного бездействия Фонда, суд отказал в удовлетворении исковых требований.
С выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации - в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права, установленные по делу обстоятельства, согласно которым спорный многоквартирный дом не был включен в краткосрочный план реализации в 2017 - 2019 годах и в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, доводы, изложенные в кассационном представлении, обоснованными признаны быть не могут, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, судом не допущено.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Из указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции повторно проводит по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции, проверку и оценку фактических обстоятельств дела по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции выполнил требования процессуального закона в полном объеме, проверив доводы жалобы и дав надлежащую правовую оценку установленным по делу обстоятельствам со ссылкой на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Таким образом, принимая во внимание сформулированные истцом основания и предмет иска, вопреки доводам кассационного представления, суд апелляционной инстанции, дав оценку обстоятельствам, входящим в предмет доказывания, и доказательствам, подтверждающим юридически значимые обстоятельства, по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований. Мотивы принятия обжалуемого судебного постановления, в полной мере отражены в судебном постановлении в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не нашла.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, кассационное представление не содержит. Доводы изложенные в кассационном представлении, сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
При этом, согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, по смыслу которого является недопустимым пересмотр вступившего в законную силу судебного акта, только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта. Наличие двух точек зрения по одному и тому же вопросу, не относится к нарушениям норм права и не является основанием, влекущим отмену состоявшегося по делу судебного постановления в кассационном порядке
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления и удовлетворения кассационного представления.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.