Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 ноября 2005 г. N А56-10497/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Петровой И.Р. (доверенность от 13.12.04), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Росткова Ю.В. (доверенность от 28.07.05),
рассмотрев 14.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.05 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.05 (судьи Масенкова И.В., Семиглазов В.А., Шестакова М.А.) по делу N А56-10497/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 04.02.05 N 14-31/58 о привлечении ОАО "РЖД" к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 06.06.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.08.05, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение от 06.06.05 и постановление от 25.08.05, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель ОАО "РЖД" просил оставить решение от 06.06.05 и постановление от 25.08.05 без изменения, указывая на их правомерность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В ходе камеральной проверки представленной ОАО "РЖД" налоговой декларации по плате за пользование водными объектами за октябрь 2004 года инспекция установила, что в октябре 2004 года общество использовало 9 306 куб.м воды сверх установленного лимита. При расчете платы за водопользование ответчик не применил предусмотренную для случаев сверхлимитного водопользования пятикратную ставку платы (пункт 5 статьи 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами"; далее - Закон). Указанное обстоятельство послужило основанием для принятия инспекцией решения от 04.02.05 N 14-31/58, которым ОАО "РЖД" привлечено к установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности в виде взыскания 720 руб. штрафа. Кроме того, этим решением обществу начислено 9 306 руб. платы за пользование водными объектами при заборе воды сверх выделенного ему лимита, а также 114,58 руб. пеней за просрочку внесения этой платы в бюджет.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что ОАО "РЖД" на основании пункта 6 статьи 4 Закона внесло в бюджет плату за пользование водными объектами в октябре 2004 года в пятикратном размере, исходя из того, что осуществляло водопользование без соответствующего разрешения (лицензии). В связи с этим суды указали на то, что инспекция неправомерно применяет пятикратную ставку за сверхлимитное водопользование, поскольку это привело бы к десятикратному увеличению платы за пользование водными объектами.
По мнению кассационной коллегии, суды правильно истолковали и применили положения статьи 4 Закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона, которой определены ставки платы за пользование водными объектами, при заборе или сбросе воды сверх лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными пунктом 1 этой статьи. Согласно пункту 6 статьи 4 Закона при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
По смыслу приведенных норм повышенная ставка при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов применяется в том случае, если субъект водопользования осуществляет его на основании лицензии. Из приведенной нормы не следует возможность одновременного применения пунктов 5 и 6 статьи 4 Закона, что привело бы к увеличению ставки в десять раз.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.05 по делу N А56-10497/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Ветошкина |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2005 г. N А56-10497/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника