Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Лысовой Е.В, Шамрай М.С, с участием прокурора Филатовой Е.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышева Юрия Александровича к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области о взыскании единовременной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, по кассационной жалобе ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 22 июня 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К, объяснения представителя истца Яркина А.Н, возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатовой Е.Г, полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Чернышев Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по Тамбовской области о взыскании единовременной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
В обоснование иска указал, что в 1986 г. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне. После ухудшения состояния здоровья и освидетельствования во ВТЭК 01.05.2016 г. ему была установлена "данные изъяты" с причиной инвалидности: "данные изъяты" что подтверждается справкой МСЭ-2014 N от 11.05.2016 г, в дальнейшем, в 2021 г. Российский межведомственный экспертный совет принял решение об установлении причинно-следственной связи заболевания и инвалидности с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
11.10.2021 г. по результатам очередного переосвидетельствования ему установлена "данные изъяты" по причине заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы и связанного с катастрофой на ЧАЭС (бессрочно), с 23.11.2021 назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 4 256, 75 руб.
Полагая, что имеет право на получение компенсации в возмещение вреда здоровью с момента первоначального установления "данные изъяты", просил взыскать с ответчика единовременно денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью за период с 23.11.2018 г. по 22.11.2021 в общем размере 146 445, 26 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 марта 2022 года исковые требования Чернышева Ю.А. удовлетворены, с Российской Федерации в лице ГУ-ОПФР по Тамбовской области за счёт казны Российской Федерации в пользу Чернышева Ю.А. взыскана ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда, причинённого здоровью, за прошлый период с 23.11.2018 г. по 22.11.2021 в размере 146 445, 26 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 22 июня 2022 года решение суда первой инстанции изменено в части взысканного размера компенсации до 145 965, 81 руб, в остальной части решение суда оставлено без изменения, доводы апелляционной жалобы ГУ-ОПФР по Тамбовской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области по Тамбовской области просит отменить судебные постановления, новым решением отказать в иске, полагает судами нарушены нормы материального права, не учтено, что законодателем предусмотрен только заявительный порядок назначения выплат, доказательств обращения до 23.11.2021 года не представлено, связь "данные изъяты" с заболеванием, полученным на ЧАЭС, установлена только 11.10.2021, возложение обязанности на ответчика выплатить компенсацию в возмещение вреда здоровью за прошлое время с 23.11.2018 по 22.11.2021 не соответствует положениям п.7 постановления Правительства РФ от 21.08.2001 N 607.
В отзыве Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области поддерживает доводы кассационной жалобы.
В судебное заседание кассационного суда иные участники не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд полагает, что имеются основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора допущены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Чернышев Ю.А. с 09.05.1986 г. по 15.07.1987 г. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, зона 3.
01.05.2016 г. истцу впервые установлена "данные изъяты"
26 августа 2021 года Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов принял решение об установлении связи причины заболеваний Чернышева Ю.А. и инвалидности с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
11.10.2021 г. истцу установлена 3 группа инвалидности (бессрочно) в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
22.11.2021 выдано удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области N41672 от 25.11.2021 г. истцу по его обращению назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 23.11.2021 г. по 30.11.2021 г. в размере 1135, 12 руб, с 01.12.2021 г. бессрочно в размере 4256, 75 руб.
Принимая решение о взыскании с ГУ-ОПФР по Тамбовской области, к которому обязанность по выплате указанной компенсации перешла с 01.01.2022 года, компенсации в возмещение вреда здоровью Чернышева Ю.А. за прошлое время с 23.11.2018 г. по 22.11.2021, суд первой инстанции исходил из того, что принятое РМЭС решение 26 августа 2021 года позволяет считать установление истцу 1 мая 2016 года "данные изъяты" связанным с последствием радиационного воздействия в результате ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году, и взыскать в его пользу компенсацию в возмещение вреда здоровью за три года, предшествующих обращению Чернышева Ю.А. за назначением выплат.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, усмотрев основания только для изменения взысканной суммы компенсации в связи с неверным применением в расчете истца периода индексации.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы пенсионного органа об отсутствии правовых оснований для возложения на него обязанности произвести выплату ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период, когда такая компенсация не назначалась истцу, суд второй инстанции указал на то, что Закон N 1241-1 не содержит положений, препятствующих взысканию сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за прошлое время.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с выводами судебных инстанций не соглашается и полагает заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы ГУ- ОПФР по Тамбовской области о неправильном применении судом норм материального и процессуального права при разрешении спора.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные постановления вышеуказанным требованиям процессуального закона не отвечают.
Правоотношения, связанные с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного в связи с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 указанного Закона инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу части 7 статьи 24 вышеназванного Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно - врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
В случаях, указанных в части 10 статьи 24 Закона, причинная связь заболевания, повлекшего инвалидность, может быть установлена также учреждениями Государственной службы медико - социальной экспертизы (МСЭ, ранее ВТЭК), но только на основании специального перечня заболеваний, возникновение и обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Порядок выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно - врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года N 114 абзац четвертый пункта 5 Порядка о необходимости предоставления копии справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности, признан утратившим силу.
Необходимость представления указанных в пункте 5 Порядка документов следует из правовых норм прямого действия, закрепленных в пункте 2 статьи 13, пункте 25 части первой статьи 14, статье 15 и статье 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная Порядком выплаты, назначенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 года, предоставляется и выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Как следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N 1085-О-П и от 5 марта 2009 года N 496-О-П, волеизъявление самого пострадавшего от воздействия радиации в любом случае должно рассматриваться как юридический факт, на основании которого начинается соответствующая правоприменительная процедура, Изменение причины инвалидности, в том числе в отношении граждан инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, также осуществляется на основании заявления самого инвалида (пункты 5 и 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607).
Судами первой и апелляционной инстанции вышеуказанные положения закона не были приняты во внимание.
Как следует из материалов дела, удостоверение инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающее право с момента его предъявления на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Чернышевым Ю.А. получено 22 ноября 2021 года, решение экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности истца с воздействием радиационных факторов впервые принято 26 августа 2021 года, аналогичное решение МСЭ принято 11 октября 2021 года, истцу с 23 ноября 2021 года назначены выплаты в возмещение вреда здоровью, как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании его заявления от 23 ноября 2021 года.
Сведения о том, что Чернышев Ю.А. ранее октября-ноября 2021 года года обращался в органы медико-социальной экспертизы для изменения причины инвалидности либо в органы социальной защиты населения за назначением ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, в материалах дела отсутствуют.
Приведенные в судебных постановлениях суждения относительно тождественности имевшихся у истца заболеваний в период с 23.11.2018 по 22.11.2021 г. тем заболеваниям, которые послужили основанием для принятия РМЭС решения об установлении причинной связи с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС противоречат требованиям закона и выходят за пределы компетенции суда при разрешении спора в порядке гражданского судопроизводства.
При установленных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности выплатить истцу ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью за 3 года, предшествующих дате его обращения за назначением такой выплаты.
Суд апелляционной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущенную судом первой инстанции ошибку не исправил, не мотивировал должным образом по какой причине отклонены доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Изложенное выше указывает на наличие оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор с применением вышеперечисленных норм права и установленных обстоятельств по делу по доводам апелляционной жалобы ГУ-ОПФР по Тамбовской области.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 22 июня 2022 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Тамбовский областной суд.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.