Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 ноября 2005 г. N А56-9630/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Морозовой Н.А. и Мунтян Л.Б., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Внедренческое научно-инженерное предприятие "Техника" Гродницкого Д.Э. (доверенность от 25.02.05 N 37/2), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Никончук М.С. (доверенность от 21.09.05 N 03-05-3/11432к), рассмотрев 18.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.05 (судья Зотеева Л.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.05 (судьи Старовойтова О.Р., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) по делу N А56-9630/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Внедренческое научно-инженерное предприятие "Техника" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 11.01.05 N 11/197 в части отказа в возмещении из бюджета 165 647 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 29.04.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.08.05, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 29.04.05 и постановление от 08.08.05, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, представленные налогоплательщиком для проверки документы не отвечают требованиям статей 165 и 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество подало в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0% за сентябрь 2004 года, в которой заявило к возмещению 1 778 789 руб. налоговых вычетов. Вместе с декларацией налогоплательщик представил документы в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0% и права на возмещение НДС.
В ходе камеральной проверки декларации и документов налоговый орган сделал вывод о том, что Общество неправомерно применило ставку НДС 0%. По мнению Инспекции, представленной налогоплательщиком выпиской банка от 11.10.02 не подтверждается фактическое получение им валютной выручки от иностранного покупателя, поскольку денежные средства на счет Общества поступили с корреспондентского счета N 47422, который согласно Положению Центрального банка Российской Федерации от 05.12.02 N 205-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Правила) является счетом "Обязательства по прочим операциям". Таким образом, заявителем не выполнены требования подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Кроме того, проверкой установлено отсутствие в счетах-фактурах, на основании которых Общество осуществляло оплату товара, приобретенного у продавцов на внутреннем рынке, реквизитов (КПП, ИНН), наличие которых обязательно согласно требованиям статьи 169 НК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Решением от 11.01.05 N 11/197 Инспекция отказала налогоплательщику в возмещении из бюджета 165 647 руб. НДС и возместила 1 613 142 руб. НДС, предъявленного к вычету при экспорте товаров в декларации за сентябрь 2004 года.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в судебном порядке.
Арбитражные суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, указали на то, что налогоплательщик подтвердил право на применение налоговой ставки 0% и налоговые вычеты в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.
Кассационная инстанция считает вывод судов правильным.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В пункте 2 статьи 173 НК РФ указано, что превышение сумм налоговых вычетов над суммами налога, исчисленными в соответствии со статьей 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), приведенных в подпунктах 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение НДС при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, необходимо доказать факт экспорта, представив в налоговую инспекцию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173 и статьей 176 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество представило в налоговый орган предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы, подтверждающие его право на возмещение НДС.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов о несостоятельности довода Инспекции о нарушении Обществом положений подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ. Доводы налогового органа о том, что представленными выписками банка не подтверждается поступление выручки от иностранного лица-покупателя, поскольку денежные средства поступили со счета N 47422, несостоятельны.
Для целей применения льготной налоговой ставки в подпункте 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не установлены специальные требования к выписке банка, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы в подтверждение поступления валютной выручки по экспортному контракту.
Кроме того, нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций, не связывается с использованием банками или иностранным покупателем конкретного счета для осуществления расчетов по внешнеторговому контракту.
Следует также отметить, что довод жалобы Инспекции о нарушении налогоплательщиком требований статьи 169 НК РФ (отсутствие в счетах-фактурах кода причины постановки на учет (далее - КПП) покупателя и продавца, а также идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) покупателя) не приведен в оспариваемом решении налогового органа в качестве основания для отказа Обществу в возмещении НДС.
Вместе с тем порядок оформления и выставления счетов-фактур предусмотрен статьей 169 НК РФ.
Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, перечисленных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ определены пунктом 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.04 N 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914" в форму счета-фактуры внесены дополнения: в строке 26 "ИНН продавца" необходимо указывать код причины постановки на учет (КПП) продавца. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается налогоплательщикам-организациям дополнительно к ИНН (идентификационному номеру налогоплательщика) в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (раздел I Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.04 N БГ-3-09/178).
Между тем пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, содержащими исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), а также требования к оформлению счетов-фактур, не предусмотрено указание в счете-фактуре КПП продавца. Следовательно, отсутствие такой информации в счете-фактуре не является основанием для отказа в вычете (возмещении из бюджета) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщику.
Ссылка налогового органа на постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.04 N 84, которым в состав реквизитов счета-фактуры введен КПП продавца, отклоняется судом кассационной инстанции.
В пункте 2 статьи 169 НК РФ прямо указано на то, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
На момент вынесения налоговым органом решения в пункт 5 статьи 169 НК РФ не внесены изменения, касающиеся обязательного указания в счете-фактуре в строке "ИНН покупателя" КПП покупателя.
Следовательно, налоговый орган неправомерно отказал в возмещении из бюджета 165 647 руб. НДС.
Суд первой инстанции и апелляционный суд оценили имеющиеся в деле доказательства и дали им надлежащую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу требований статей 286 АПК РФ не имеется.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу решение от 29.04.05 и постановление от 08.08.05 считает законными и обоснованными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.05 по делу N А56-9630/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2005 г. N А56-9630/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника