Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 ноября 2005 г. N А05-6492/2005-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В., рассмотрев 15.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архбум" на решение от 08.07.2005 (судья Ивашевская Л.И.) и постановление апелляционной инстанции от 31.08.2005 (судьи Лепеха А.П., Бушева Н.М., Волков Н.А.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6492/2005-12,
установил:
Открытое акционерное общество "Архбум" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 13.05.2005 N 12-24/5981 о предоставлении документов.
Решением от 08.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.09.2005, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение и толкование судебными инстанциями норм материального права. По мнению подателя жалобы, требование инспекции от 13.05.2005 N 12-24/5981 о предоставлении документов нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает на общество обязанности, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах. При этом заявитель указывает, что согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации встречную проверку вправе проводить только налоговый орган, осуществляющий основные мероприятия налогового контроля в отношении самого налогоплательщика.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области в ходе проведения камеральной проверки закрытого акционерного общества "Каппа-Санкт-Петербург" пришла к выводу о необходимости проведения встречной проверки общества, являющегося одним из поставщиков отправленной на экспорт продукции.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области направила в адрес инспекции запрос от 28.04.2005 N 11-07/8268 о проведении встречной проверки общества по вопросу исчисления и уплаты им в бюджет налога на добавленную стоимость с выручки за поставленную продукцию, полученной от ЗАО "Каппа-Санкт-Петербург".
На основании полученного запроса и в порядке, установленном статьей 87 и пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), инспекция направила заявителю требование от 13.05.2005 N 12-24/5981 о представлении документов, касающихся взаимоотношений общества с ЗАО "Каппа-Санкт-Петербург".
Посчитав требование налогового органа незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. При этом заявитель указал, что встречная налоговая проверка, являясь составной частью камеральной или выездной, состоит в истребовании документов и проводит ее тот налоговый орган, на учете в котором состоит налогоплательщик, в отношении которого осуществляется выездная или камеральная проверка. Таким образом, требовать предоставления документов в рамках встречной проверки вправе только инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области, проводящая камеральную проверку ЗАО "Каппа-Санкт-Петербург". При этом налоговым законодательством не предусмотрена возможность передачи налоговыми органами своих полномочий по проведению встречной проверки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции указали на то, что требование налогового органа соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговый орган правомочен проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 87 НК РФ предусмотрено проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков. При этом если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Пунктом 1 статьи 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
В данном случае основанием для направления заявителю требования от 13.05.2005 N 12-24/5981 о предоставлении документов послужил запрос инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области о проведении встречной проверки общества по вопросу расчетов с ЗАО "Каппа-Санкт-Петербург", направленный в инспекцию для исполнения письмом от 28.04.2005 N 11-07/8268. Таким образом, налоговый орган, осуществляющий проверку контрагента заявителя, передал инспекции свои полномочия по проведению встречной проверки общества, что не противоречит действующему законодательству о налогах и сборах и соответствует целям и задачам налоговых органов.
Проведение встречной проверки предусмотрено статьей 87 НК РФ, и в данном случае инспекция является полномочным органом по осуществлению такой проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представление истребованных инспекцией документов является обязанностью заявителя в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 93 НК РФ, в связи с чем общество не доказало, что оспариваемое требование нарушает его права и законные интересы.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты соответствуют действующему законодательству, оснований для их изменения или отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 31.08.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу А05-6492/2005-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архбум" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2005 г. N А05-6492/2005-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника