Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 ноября 2005 г. N А05-5703/05-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Казанцевой Р.В., Нефедовой О.Ю., при участии от Управления Федерального казначейства по Архангельской области Морозовой Н.Н. (доверенность от 15.11.2005 N 31-16/15), от открытого акционерного общества "Северное речное пароходство" Опехтиной Т.М. (доверенность от 09.02.2005 N 22-11/03),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение от 29.06.2005 (судья Калашникова В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2005 (судьи Лепеха А.П., Бушева Н.М., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5703/05-20,
установил:
Открытое акционерное общество "Северное речное пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - Управление Федерального казначейства), выразившегося в несовершении действий по исполнению исполнительных листов от 06.12.2004 N 1/030226 и от 20.12.2004 N 1/030235, выданных Арбитражным судом Архангельской области на основании вступивших в законную силу судебных актов, и об обязании Управления Федерального казначейства совершить указанные действия.
К участию в деле привлечены Департамент финансов администрации Архангельской области и Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства администрации Архангельской области.
Решением от 29.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2005, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными. Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Архангельской области от 17.12.2003 по делу N А05-6676/03-3 и от 23.07.2004 по делу N А05-1612/04-3 Обществу выданы исполнительные листы N 1/030235 и 1/030226 на взыскание с Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства администрации Архангельской области за счет казны Архангельской области долга в размере 2 875 374 руб. 57 коп. и 389 777 руб. 32 коп. соответственно. Поскольку указанный Департамент финансируется из средств бюджета Архангельской области, Общество направило исполнительные документы для исполнения в Управление Федерального казначейства.
Руководствуясь пунктом 6 Правил исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств областного бюджета, утвержденных постановлением администрации Архангельской области от 19.12.2001 N 514, Управление Федерального казначейства направило должнику уведомления от 24.12.2004 N 21 и от 20.01.2005 N 1 о поступлении исполнительных листов и о необходимости представления в срок соответственно не позднее 30.12.2004 и 03.02.2005 документов, поименованных в пунктах 7, 8 названных Правил.
Поскольку требования, содержащиеся в уведомлениях, должником выполнены не были, Управление Федерального казначейства в ответ на запросы Общества письмом от 17.03.2005 N 33-24/2182 сообщило ему, что предъявленные исполнительные листы по состоянию на 16.03.2005 находятся на контроле из-за отсутствия возможности в полной мере осуществлять исполнение требований исполнительных листов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из настоящего Федерального закона, федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Статьей 3 Закона принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов, а в силу статьи 5 названного Закона в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов могут исполняться налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, а также другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Согласно статье 111 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" исполнение судебных актов и судебных постановлений по искам к Российской Федерации, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, службой судебных приставов не производится.
В отношении должников по денежным обязательствам, являющихся получателями средств федерального бюджета, действует порядок взыскания, предусмотренный Правилами исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143 с последующими изменениями (далее - Правила федеральные). Данные Правила устанавливают порядок исполнения требований исполнительных листов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно пункту 13 Правил федеральных при неисполнении должником в течение 2 месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган федерального казначейства требований, содержащихся в исполнительном листе, а также при нарушении должником сроков, установленных пунктами 7-11 настоящих Правил, органы федерального казначейства приостанавливают в установленном порядке осуществление операций по расходованию средств с соответствующих лицевых счетов должника до момента устранения нарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2003 N 328 утверждены Правила приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах федерального казначейства (далее - Правила приостановления), то есть установлен непосредственно порядок приостановления.
Постановлением администрации Архангельской области от 19.12.2001 N 514 утверждены "Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств областного бюджета" (далее - Правила региональные). Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета.
Пунктом 13 Правил региональных предусмотрено, что при неисполнении должником в течение 2 месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган федерального казначейства требований, содержащихся в исполнительном листе, а также при нарушении должником сроков, установленных пунктами 7-11 настоящих Правил, органы федерального казначейства приостанавливают в установленном порядке осуществление операций по расходованию средств с лицевого счета должника до момента устранения нарушения (то есть пункты 13 Правил региональных и Правил федеральных идентичны).
По мнению подателя жалобы, Правила приостановления не могут применяться в отношении исполнения исполнительных документов, касающихся должников по денежным обязательствам - получателей средств областного бюджета, в связи с невозможностью применения аналогии закона к бюджетным отношениям.
Статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязательность исполнения на всей территории Российской Федерации вступивших в законную силу судебных актов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Данных о невозможности применения порядка приостановления операций по лицевым счетам, предусмотренного Правилами приостановления, по отношению к должникам - получателям средств областного бюджета судом по материалам дела не установлено. При таком положении, в отсутствие в настоящее время иного установленного порядка приостановления в отношении должников - получателей средств областного бюджета, вывод суда о возможности применения в данном случае порядка приостановления, принятого упомянутыми Правилами приостановления, утвержденными Правительством Российской Федерации, кассационная инстанция считает правильным.
С учетом установленного судом неисполнения должником исполнительного документа в течение 2 месяцев со дня его поступления в Управление Федерального казначейства, а также нарушения им сроков, предусмотренных пунктами 7-11 Правил региональных, вывод суда об обязанности Управления Федерального казначейства совершить действия, направленные на приостановление осуществления операций по расходованию средств с лицевого счета должника до момента устранения нарушения, кассационная инстанция также считает правомерным.
При таких обстоятельствах, не усматривая при принятии судом обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 29.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5703/05-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. N А05-5703/05-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника