Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 ноября 2005 г. N А52-2497/2005/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Ветошкиной О.В., Малышевой Н.Н., при участии от закрытого акционерного общества "Авто-Лада-Сервис" Обидовой Н.П. (доверенность от 20.09.04 N 40), Колосковой В.В. (доверенность от 23.06.05 N 19), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области Хурват Н.А. (доверенность от 01.03.05 N 34), рассмотрев 24.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19.07.05 по делу N А52-2497/2005/2 (судья Циттель С.Г.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Авто-Лада-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 23.05.05 N 16-01/1176дсп в части привлечении заявителя к налоговой ответственности в виде 2 405 106 руб. штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость за декабрь 2004 года, отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, уплаты 12 025 529 руб. названного налога за декабрь 2004 года и 503 160, 31 руб. пеней.
Решением суда от 19,07.05 заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать обществу в удовлетворении требований. По мнению инспекции, общество необоснованно предъявило к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в режиме реимпорта, поскольку пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусматривает право на вычет при ввозе товаров в указанном режиме.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года, в соответствии с которой к возмещению предъявлено 13 554 434 руб. налога, уплаченного налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В ходе налоговой проверки установлено, что сумма налога, заявленная к возмещению, уплачена обществом в составе таможенных платежей при ввозе товара (легковых автомобилей) на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме реимпорта. Поскольку указанный таможенный режим не является тем режимом, при котором налогоплательщику в соответствии со статьей 171 НК РФ предоставляется право на применение налогового вычета, инспекция пришла к выводу, что общество необоснованно заявило к вычету 13 554 434 руб. налога по налоговой декларации за декабрь 2004 года.
По результатам проверки решением от 23.05.05 N 16-01/1176дсп инспекция отказала обществу в возмещении налога на добавленную стоимость, начислила к уплате 12 025 529 руб. названного налога, начислила 503 160, 31 руб. пеней и привлекла налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 2 405 106 руб. штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость.
Общество не согласилось с решением инспекции и обжаловало его в указанной части в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование общества о признании недействительным решения инспекции в оспариваемся части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 234 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.
Положениями статьи 151 НК РФ установлены особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 указанной статьи при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:
- при выпуске для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме (в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ);
- при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
В данном случае из материалов дела (грузовых таможенных деклараций) следует и налогоплательщиком не оспаривается, что суммы налога, уплаченные заявителем в составе таможенных платежей при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, не являются суммами налога, о которых идет речь в подпункте 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ, поскольку общество не являлось экспортером товара, ввезенного в таможенном режиме реимпорта и выпущенного для свободного обращения. Налог на добавленную стоимость был исчислен и уплачен обществом с полной ввозной стоимости товаров в порядке, установленном пунктом 2 статьи 236 и пунктом 4 статьи 185 ТК РФ, в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также для перепродажи.
Инспекцией не оспаривается, что товар обществом ввезен для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость и выпущен таможенным органом для свободного обращения, то есть в том режиме, который назван в пункте 2 статьи 171 НК РФ.
Положениями статьи 155 ТК РФ (в редакции, действовавшей в периоде оформления обществом грузовых таможенных деклараций на ввоз товаров в таможенном режиме реимпорта) не предусмотрен такой вид таможенного режима как таможенный режим "выпуск для свободного обращения", установленный статьей 23 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период введения в действие главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, однако изменения в пункт 2 статьи 171 НК РФ после принятия нового Таможенного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 28.05.03 N 61-ФЗ, в установленном порядке не внесены, что делает невозможным буквальное применение этой нормы для налогоплательщиков, ввозящих товар в режимах, предусмотренных новым таможенным законодательством, завершающим этапом которых для таможенных целей является выпуск товаров для свободного обращения (например, таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления").
Системный анализ содержания пункта 2 статьи 171 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что в соответствии с этой нормой вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в режимах, завершающим этапом которых может стать выпуск товаров для свободного обращения при условии:
- уплаты декларантом таможенных платежей;
- ввоза этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, либо для перепродажи.
Так, в соответствии со статьями 163 и 164 ТК РФ таможенный режим "Выпуск для внутреннего потребления", содержание которого аналогично содержанию таможенного режима "Выпуск для свободного обращения", приведенному в статье 30 ранее действовавшего Таможенного кодекса Российской Федерации - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории, и завершается он для таможенных целей выпуском товаров в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин и налогов.
Согласно статье 214 ТК РФ таможенный режим временного ввоза может быть также завершен выпуском товаров для свободного обращения при условии уплаты таможенных пошлин и налогов в порядке, установленном этой статьей Кодекса.
В соответствии с положениями статей 207 и 208 ТК РФ таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации завершается ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации и возможным выпуском товаров для свободного обращения при условии внесения таможенных пошлин и налогов в порядке, установленном названными нормами.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обществом соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и выпуске этого товара таможенным органом для свободного обращения.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19.07.05 по делу N А52-2497/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2005 г. N А52-2497/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника