Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 ноября 2005 г. N А56-154/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 мая 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А.,
при участии от Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда "Родительский мост" Кирилловой Ю.Ю. (доверенность от 10.08.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Каримовой Н.Н. (доверенность от 01.02.2005 N 03-04/1408),
рассмотрев 24.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2005 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2005 (судьи Шестакова М.А., Лопато И.Б., Масенкова И.В.) по делу N А56-154/2005,
установил:
Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд "Родительский мост" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 14.12.2004 N 15-04/18247 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция).
Решением суда от 11.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2005, заявление Фонда удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Фондом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, о чем составила акт от 05.11.2004 N 110/15.
В ходе проверки Инспекция выявила неполную уплату заявителем налога на прибыль за 2002-2003 годы вследствие неправомерного уменьшение Фондом базы, облагаемую налогом на прибыль, на 296 293 руб., безвозмездно полученных от генерального консульства Королевства Нидерландов в рамках осуществления программы "Малые проекты посольства Королевства Нидерландов (Матра-Кап)" по договору пожертвования Матра/Кап N С06/02. Налоговый орган указывает на то, что данная организация не включена в перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению (постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2001 N 165), а также в перечень организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов (постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 N 923).
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 14.12.2004 N 15-04/18247 о доначислении Фонду 71 206 руб. налога на прибыль, начислении 29 305 руб. пеней и привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 14 241 руб. штрафа за неполную уплату налога на прибыль.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили правомерность требований Общества, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Причем для российских организаций прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно статье 248 НК РФ к доходам относятся как доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, так и внереализационные доходы, которыми, в частности, признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ (пункт 8 статьи 250 НК РФ).
Суды обеих инстанций признали, что в данном случае налогоплательщик был вправе использовать льготу, предусмотренную подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ. Согласно названной статье не подлежат налогообложению целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются денежные средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Вывод судов основан на оценке имеющихся в деле доказательств. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики Нидерландов 24.09.2001 подписана Программа сотрудничества Голландии и России, согласно которой Королевство Нидерланды финансирует Программу неэкономического технического содействия (МАТРА) в области средств массовой информации, культуры, прав человека, окружающей среды, юриспруденции, здравоохранения и строительства. В рамках названной программы Фондом разработан проект "Мост к детям России" - создание "журнала, посвященного общественным переменам в государственной политике, касающейся опеке и попечительства, а также роли общественных организаций и принимающих родителей России в этом процессе". Для реализации названного проекта Министерством иностранных дел Королевства Нидерландов в лице генерального консульства в Санкт-Петербурге и Фондом был заключен договор от 19.07.2002 Матра/КАП N С06/02, который реализован в проверяемый период, о чем заявителем составлен отчет, который принят Министерством иностранных дел Королевства Нидерландов.
Поскольку в налоговом законодательства не даны определения понятий "благотворительная деятельность" и "пожертвования", суд первой инстанции и апелляционный суд на основании статьи 11 НК РФ обратились к нормам иных отраслей права.
Благотворительная деятельность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (статья 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительная деятельность осуществляется в целях:
1) социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
2) подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
5) содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
6) содействия защите материнства, детства и отцовства;
7) содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
8) содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
9) содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
10) охраны окружающей природной среды и защиты животных;
11) охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Этот перечень является исчерпывающим.
Не являются благотворительной деятельностью:
а) направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям;
б) поддержка политических партий, движений, групп и кампаний.
Цель реализации проекта "Мост к детям России" совпадает с целями, названными в вышеназванной норме права, а также с целями деятельности самого Фонда.
Статьей 15 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" к источникам формирования имущества благотворительной организации отнесены:
взносы учредителей благотворительной организации;
членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемое гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями).
Согласно приведенная норме Федерального закона, а также положениям статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволили судам обеих инстанций отнести 11 500 евро, перечисленных Фонду во исполнение договора от 19.07.2002 Матра/КАП N С06/02, к пожертвованиям Королевства Нидерланды заявителю, который использовал их на благотворительные цели.
Суд первой инстанции и апелляционный суд, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело документы, сделали правильный вывод о том, что Общество представило все документы, подтверждающие правильность исключения им из базы, облагаемой налогом на прибыль, суммы благотворительной помощи, полученной от Королевства Нидерландов, на основании положений подпунктов 1 и 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ. Данный вывод судов соответствует фактическим обстоятельствам дела не подлежат переоценке (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.99 N 13).
Не подлежат переоценке и выводы судов обеих инстанций о правомерности исключения Фондом из базы, облагаемой в 2003 году налогом на прибыль, 1 821 руб. расходов на приобретение телефонных и интернет-карт и оплату услуг связи.
Кроме того, суд кассационной инстанции в данном случае не находит оснований и для удовлетворения жалобы в связи с несоблюдения заявителем положений подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпункту 14 пункта 1 статьи 251" следует читать "подпункту 15 пункта 1 статьи 251"
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты", при определении налоговой базы не учитывались доходы в виде имущества, полученного организациями в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе и в виде полученных грантов, определение понятия которого в целях главы 25 НК РФ, а также предоставление права Правительству Российской Федерации определять перечень организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения, отсутствовали.
Согласно изменениям, внесенным в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям):
- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными организациями и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 N 923;
- гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Названные ограничения на момент принятия программы "Малые проекты посольства Королевства Нидерландов (Матра-Кар)" в законодательстве о налоге на прибыль отсутствовали, а на момент подписания договора Фондом и Министерством иностранных дел Королевства Нидерландов не было принято и постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 N 923. Ссылка же Инспекции на возможность положений статьи 217 НК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2001 N 165, регулирующих порядок налогообложения доходов физических лиц, противоречит нормам статей 3 и 17 НК РФ, так как они не регулируют порядок налогообложения прибыли.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.07.99 N 111-О, изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
В данном случае внесение Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ в статью 251 НК РФ дополнительных условий (при которых полученные организациями гранты признаются таковыми) ухудшают положение налогоплательщика и в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ не может иметь обратной силы. Следовательно, преимущество Фонда перед другими налогоплательщиками в связи с использованием оспариваемой льготой должно быть сохранено до окончания срока ее действия.
Таким образом, суд кассационной инстанции, считает, что заявителем не нарушены нормы налогового законодательства, что могло повлечь доначисление ему налога на прибыль, и судами первой и апелляционной инстанций правильно неправильно применены нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2005 по делу N А56-154/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2005 г. N А56-154/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника