Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 11 мая 2005 г. N А56-154/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2005 г.
Резолютивная часть решения объявлена 5 мая 2005 г.
Полный текст решения изготовлен 11 мая 2005 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ресовской Т.М. рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец СПб Общественный благотворительный фонд "Родительский мост" ответчик Межрайонная инспекция МНС РФ N 9 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения
при участии
от истца: вед.сп. Каримова Н.Н. (дов. от 01.02.05 N 03-04/1408)
от ответчика: юр. Овсянников М.М. (дов. от 16.12.04 б/н)
установил:
Санкт-Петербургский Общественный благотворительный фонд "Родительский мост" обратился с заявлением о признании недействительным решения МИМНС РФ N 9 по Санкт-Петербургу от 14.12.04 N 15-04/18247 о привлечении к налоговой ответственности.
Ответчик просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на законность и обоснованность решения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил.
В ноябре 2004 года Межрайонная инспекция МНС РФ N 9 по СПб провела выездную проверку Санкт-Петербургского Общественного Благотворительного фонда "Родительский мост" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, исчисления и уплаты налогов в период с 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г. Результатом проверки явился Акт N 110/15 от 5 ноября 2004 года, на основе которого было принято обжалуемое Решение N 15-04/18247 от 14.12.2004 года о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 14.241 руб., а также предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 71.206 руб. и пени в размере 29.305 руб.
В Акте проверки и в Решении налоговым органом отмечено нарушение организацией ст. 247, 274 НК РФ, поскольку фондом не включены в состав внереализационных доходов денежные средства в размере - 294.872 руб., так как не являются грантом, согласно ст. 251 НК РФ.
Указанные денежные средства были получены фондом в безналичном порядке (П\П N 197 от 29.07.02 г.) от Генерального консульства Королевства Нидерланды по договору пожертвования Матра/КАП N С06/02 от 19.07.2002 г.
В соответствии с п.2 договора Министерство иностранных дел в лице Генерального консула Королевства Нидерландов передает безвозмездное, безвозвратное пожертвование в размере 11500 Евро на осуществление благотворительного проекта "Мост к детям России". Финансирование может быть использовано только для мероприятий, указанных в проекте, в соответствии с бюджетом, утвержденным Генеральным Консульством.
Из условий договора следует, что он является договором пожертвования.
Согласно статье 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение имущества в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться, в том числе, благотворительным фондам. Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.
Организацией при получении денежных средств по договору Матра/КАП N С06/02 были соблюдены условия, установленные Гражданским кодексом: организационно-правовая форма (согласно Уставу) - общественный благотворительный фонд; средства получены безвозмездно и безвозвратно; на цели, соответствующие Уставу; бюджетом, утвержденным Генеральным Консульством, определено целевое назначение денежных средств.
Указание в платежном поручении N 197 от 29.07.02 назначение платежа "Выплата грантовой поддержки" не может служить основанием для изменения предмета и условий заключенного сторонами договора.
В соответствии с п.3.1. "Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации" (утвержденного ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П) платежным поручением является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств.
Следовательно, платежное поручение не может являться документом, изменяющим квалификацию сделки.
Письмом от 03.12.04 N РЕТ/317/04 Генеральное Консульство Нидерландов подтвердило целевое использование перечисленных средств в соответствии с договором пожертвования.
В соответствии с пп.1 п.2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления в форме пожертвований, признаваемых таковыми в соответствии с ГК РФ.
А в соответствии с п.п.4 п.2 указанной статьи не включаются в налоговую без средства, полученные на осуществление благотворительной деятельности.
На основании изложенного пожертвования в сумме 294872 руб. на законных основаниях не были включены организацией в налоговую базу по налогу на прибыль, и в этой части выводы налогового органа о неполной уплате налога неправомерны.
В пункте 2.9.1. Акта проверки и в Решении инспекцией сделан вывод о том, что средства, израсходованные в 2003 г. на оплату телефонных и интернет карточек (при отсутствии документов, подтверждающих расходование средств на уставный вид деятельности), подлежат включению в состав внереализационных доходов, как израсходованные не по целевому назначению.
Однако, авансовые отчеты, подтверждающие факт оплаты карт, и справки филиала Сбербанка РФ о подтверждении получения предоплатных карт в ходе проверки представлены, о чем прямо указано в Акте, т.е. затраты были реально понесены.
Услуги связи являются необходимыми затратами для осуществления Уставной деятельности. Приобретение таких карт снижает расходы Фонда, связанные с оплатой услуг связи.
Кроме того, в соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", финансирование благотворительных программ осуществляется в соответствии со сметой поступлений и расходов.
В смете доходов и расходов на 2003 г. имеется статья "Услуги связи. Интернет", на которую и были отнесены вышеназванные расходы. Лимит статьи превышен не был.
Таким образом, данные затраты были осуществлены в соответствии с целями и задачами фонда и выводы налогового органа о занижении внереализационных доходов на сумму 1821 руб. необоснованны.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение МИМНС N 9 по Санкт-Петербургу от 14.12.04 N 15-04/18247 о привлечении Санкт-Петербургского Общественного благотворительного фонда "Родительский мост" к налоговой ответственности.
Возвратить заявителю 1000 руб. госпошлины из федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья |
Т.М. Ресовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 мая 2005 г. N А56-154/2005
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника