Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 ноября 2005 г. N А26-3330/2005-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Казанцевой Р.В. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования Остреиновой Е.С. (доверенность от 26.09.2005), Блиновой Л.А. (доверенность от 10.10.05), от государственного учреждения здравоохранения "Детская Республиканская больница" Прокофьевой Т.Н. (доверенность от 28.11.2005), главного врача Зариповой Л.И. (приказ Министерства здравоохранения Республики Карелия от 29.04.2002 N 50/к),
рассмотрев 29.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.07.2005 по делу N А26-3330/2005-12 (судья Шалапаева И.В.),
установил:
Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС, Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному учреждению здравоохранения "Детская Республиканская больница" Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия (далее - Учреждение) о взыскании 872 345 руб., составляющих сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Решением суда от 25.07.2005 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ФОМС просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом податель жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, выразившееся в применении статей 4, 15, 27 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и неприменении статей 8, 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Фонда подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители Учреждения обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена документальная проверка целевого и рационального использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее - средства ОМС) за период с 01.10.2001 по 30.09.2003.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств ОМС на сумму 872 345 руб. Результаты проверки зафиксированы в акте от 16.02.2004, на основании которого в отношении Учреждения вынесено предписание от 04.03.2004 N 1 об устранении нарушений в использовании средств ОМС.
Неисполнение указанного предписания в установленные в нем сроки послужило основанием для обращения Фонда с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.
Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта ОМС, названный Закон устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.
Поскольку ФОМС участником такого договора не является, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у него полномочий по предъявлению требований о взыскании с медицинского учреждения выплаченных ему за оказанные медицинские услуги денежных средств по причине их нецелевого использования.
При этом довод подателя жалобы о том, что обязательство Учреждения по возмещению убытков в данном случае возникает не из договорных, а из деликтных правоотношений, не может быть принят судом во внимание.
Отличительным признаком возникновения деликтных правоотношений является нарушение прав, носящих абсолютный характер, когда управомоченному лицу противостоит неопределенное число обязанных лиц.
Ненадлежащее же исполнение обязательств по целевому расходованию средств ОМС находится в рамках относительных правоотношений, где право управомоченного лица защищается от нарушений со стороны строго определенных лиц. Такие правоотношения возникают в силу договорных обязательств.
При данных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые получили надлежащую оценку суда при разрешении спора, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.07.2005 по делу N А26-3330/2005-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2005 г. N А26-3330/2005-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника