Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 ноября 2001 г. N А56-16638//01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В.,
при участии от ООО "Лекс" директора Алексеева И.Л., от Инспекции МНС Сургановой В.В. (доверенность от 15.01.2001 N 04/853),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 16.07.2001 (судья Бойко А.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 11.09.2001 (судьи Асмыкович А.В., Королева Т.В., Галкина Т.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16638/01,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лекс" (далее - общество) о взыскании на основании пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 10 000 руб. штрафа за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Решением суда от 16.07.2001 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.09.2001 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель ответчика указал на их несостоятельность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция МНС решением от 06.02.2001 привлекла общество к налоговой ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, установленного пунктом 4 статьи 83 НК РФ, в виде взыскания 10 000 руб. штрафа.
Отказывая в иске, суд указал на то, что Инспекция МНС неправомерно привлекла общество к налоговой ответственности, поскольку обособленное подразделение создано ответчиком до 01.01.99.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.
Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
В соответствии со статьей 11 НК РФ место нахождения российской организации - это место ее государственной регистрации; место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
До вступления с силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации обязанность постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения в случае создания такового распорядительными документами организации предусматривалась пунктом 12 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 13.06.96 N ВА-3-12/49, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.07.96 за N 1121. Вместе с тем ответственность за нарушение сроков постановки на налоговый учет до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлена не была.
За нарушение сроков постановки на налоговый учет статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность, размер которой зависит от количества дней просрочки.
Из материалов дела следует, что общество состоит на налоговом учете в Инспекции МНС по Московскому району Санкт-Петербурга с 1997 года. Каких-либо структурных подразделений, созданных на основании распорядительных документов, общество не имело и не имеет, и им по существу это не оспаривается. С учетом понятия обособленного подразделения, как это определено статьей 11 НК РФ (место нахождения структурного подразделения, расположенного по адресу: улица Гороховая, 41) ответчик обратился с заявлением о постановке на налоговый учет 05.12.2000 (просрочка составила свыше 90 дней).
Таким образом, Инспекция МНС при документально подтвержденном факте нарушения обществом сроков постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения правомерно привлекла ответчика к налоговой ответственности, установленной пунктом 2 статьи 116 НК РФ. Поэтому судебные акты подлежат отмене, а штрафные санкции - взысканию.
Вместе с тем при определении размера штрафных санкций суд кассационной инстанции принимает во внимание, что ООО "Лекс", являясь субъектом упрощенной системы налогообложения, не уплачивало налоги в районный бюджет, следовательно, обязанность представлять отчетность в Инспекцию МНС по Адмиралтейскому району у него отсутствовала. Поэтому, с учетом применения положений подпункта 3 пункта 1, пункта 4 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 НК РФ суд считает возможным снизить размер штрафа до 1000 рублей с отнесением расходов по госпошлине на ответчика.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16638/01 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лекс" в доход бюджета 1000 рублей штрафа и 200 рублей госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций. В остальной части иска отказать.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2001 г. N А56-16638//01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника