Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 ноября 2001 г. N А56-16503/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Корпусовой О.А. и Пастуховой М.В., при участии от открытого акционерного общества "Светоч" Данилова Ф.Ф (доверенность от 23.07.01 N 1/439) и Мейксиной О.Б. (доверенность от 24.09.01 N 1/544), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Мулякаевой Э.С. (доверенность от 05.04.01 N 01-06/6207),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 15.08.01 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 24.09.01 (судьи Баталова Л.А., Асмыкович А.В., Левченко Ю.П.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16503/01, установил:
Открытое акционерное общество "Светоч" (далее - ОАО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) произвести зачет 1 448 954 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту в счет уплаты НДС по оборотам на внутрироссийском рынке, а также о признании незаконным бездействия ИМНС в части осуществления этого зачета.
Решением от 15.08.01 суд удовлетворил иск ОАО, признав его требования основанными на положениях подпункта "а" пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС"), а также главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Апелляционная инстанция постановлением от 24.09.01 отклонила доводы жалобы ИМНС и оставила решение суда без изменения.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ОАО в иске. По мнению налогового органа, судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права. ИМНС считает, что статьей 7 Закона "О НДС" предусмотрена обязанность государства возместить налогоплательщику затраты по уплате им сумм НДС поставщикам товаров (работ, услуг), которые должны перечислить этот налог в бюджет, а поскольку некоторые поставщики истца не исполнили эту обязанность, в бюджете отсутствует источник возмещения ОАО налога.
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представители ОАО просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 14.02.01 истец обратился в ИМНС с заявлением о зачете суммы НДС по экспорту за август-декабрь 2000 года в счет этого налога по внутреннему рынку. ИМНС письмом от 13.03.01 N 06-06/4143 отказала ОАО в зачете НДС за указанный период, ссылаясь на отсутствие результатов встречных проверок поставщиков истца, "а также других лиц, участвующих в цепочке производства и обращения экспортируемых товаров, в целях выявления реального происхождения этих товаров и недопущения двойного возмещения НДС из бюджета".
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно решением от 15.08.01 удовлетворил иск ОАО, обязав ИМНС произвести зачет 1 448 954 рублей НДС по экспорту в счет уплаты этого налога по внутреннему рынку, поскольку отказ ИМНС в осуществлении зачета НДС, уплаченного истцом при экспорте товаров, нарушает права налогоплательщика и не соответствует требованиям Закона "О НДС" и нормам главы 21 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС и условия реализации этого права установлены статьей 7 Закона "О НДС". Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС". Согласно названной норме в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг) установлен и пунктом 4 статьи 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01.
Порядок применения статьи 7 Закона "О НДС" разъяснен в пунктах 19 - 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39), изданной на основании статьи 10 названного Закона. В соответствии с пунктом 21 Инструкции N 39 при освобождении от уплаты налога на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона "О НДС" возмещение (зачет) НДС, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары (выполненные работы, оказанные услуги), производится при наличии у экспортера документов, подтверждающих реальный экспорт товаров, перечень которых приведен в пункте 22 этой Инструкции.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС", и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными пунктом 22 Инструкции N 39.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС не связано с фактическим внесением суммы налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, а также не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона "О НДС" возникшая у налогоплательщика отрицательная разница по НДС "засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период", а не результатов встречных проверок поставщиков. При этом источником возмещения НДС являются "общие платежи налогов", а не суммы НДС, уплаченные поставщиками экспортных товаров (работ, услуг).
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ срок возмещения НДС увеличен до трех месяцев, однако исчисляется он также со дня представления налоговой декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0%.
Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ именно на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае же неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы в соответствии с положениями статей 45, 46 и 47 НК РФ вправе решить вопрос о принудительном исполнении ими этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг) и реализацию прав экспортера, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 7 Закона "О НДС", а также статьей 176 НК РФ.
В ходе проверки и судебного разбирательства ИМНС не оспаривала факт уплаты истцом сумм НДС поставщикам товаров, а также факт реализации этих товаров на экспорт, который подтвержден в порядке, установленном пунктом 22 Инструкции N 39. При таких обстоятельствах налоговый орган обязан был в порядке, определенном пунктами 2 и 4 статьи 176 НК РФ, в трехмесячный срок с момента представления истцом налоговых деклараций и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, принять решение о зачете 1 448 954 рублей НДС, уплаченных ОАО при экспорте товаров, в счет уплаты этого налога по внутреннему рынку.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.08.01 и постановление апелляционной инстанции от 24.09.01 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16503/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 ноября 2001 г. N А56-16503/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника