Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 октября 2001 г. N А56-16234/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Корпусовой О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "РМЛ Петербург" Давыдовой М.В. (доверенность от 09.04.01), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Педорич О.А. (доверенность от 04.10.01 N 04/23301),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 16.07.01 (судьи Загараева Л.П., Жбанов В.Б., Згурская М.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 06.09.01 (судьи Баталова Л.А., Зайцева Е.К., Асмыкович А.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16234/01,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РМЛ Петербург" (далее - ООО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) о признании недействительным решения от 26.03.01 N 24/7646 о начислении 139 954 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за 4-й квартал 2000 года в связи с неправомерным предъявлением к возмещению из бюджета.
Решением от 16.07.01 суд удовлетворил иск ООО со ссылкой на то, что оспариваемое решение налогового органа противоречит положениям пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС").
Апелляционная инстанция постановлением от 06.09.01 отклонила доводы жалобы ИМНС и оставила решение суда без изменения, указав на то, что досрочная подача истцом налоговой декларации не является основанием для начисления недоимки по НДС, а отсутствие доказательств уплаты сумм НДС поставщиками истца не лишает налогоплательщика прав, предусмотренных статьей 7 Закона "О НДС" и статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу судебные акты, при вынесении которых, по ее мнению, судами первой и апелляционной инстанций неполно выяснены обстоятельства дела и неправильно применены нормы материального права. При этом ИМНС, ссылаясь на приказы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС РФ) от 09.02.2000 N АП-3-18/36 и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - УМНС) от 15.05.2000 N 99, считает, что для возмещения (зачета) сумм НДС необходимо сформировать в бюджете общие платежи, за счет которых возмещается налог. Поскольку в результате встречных проверок факт уплаты поставщиками ООО сумм НДС не подтвержден, в бюджете отсутствует источник возмещения налога истцу. Кроме того, ответчик указывает на досрочное представление истцом налоговой декларации по НДС за 4-й квартал 2000 года, ссылаясь на то, что до окончания налогового периода у ООО отсутствовало право на формирование налоговой базы по НДС.
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов налогового органа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 26.03.01 ИМНС провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации (расчета) НДС по экспорту за 4-й квартал 2000 года и правомерности предъявления ООО к возмещению из бюджета сумм НДС. В ходе проверки налоговый орган признал, что для обоснования применения экспортной льготы по НДС истцом представлены все документы, предусмотренные пунктом 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39); Однако ИМНС признала неправомерным предъявление к возмещению из бюджета 139 954 рублей 43 копеек НДС по экспорту за 4-й квартал 2000 года, ссылаясь на результаты встречных проверок поставщиков истца, которые не подтвердили факт начисления и уплаты в бюджет сумм НДС, уплаченных ООО. Принятым по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решением от 26.03.01 N 24/7646 ИМНС признала неправомерным предъявление ООО к возмещению 139 954 рублей НДС и предложила эту сумму налога перечислить в бюджет.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и условия реализации этого права установлены статьей 7 Закона "О НДС". Порядок реализации права на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС". Согласно названной норме в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг) установлен и пунктом 1 статьи 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01.
Порядок применения статьи 7 Закона "О НДС" разъяснен в пунктах 19-22 Инструкции N 39, изданной на основании статьи 10 названного Закона. В соответствии с пунктом 21 Инструкции N 39 при освобождении от уплаты налога на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона "О НДС" возмещение (зачет) НДС, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары (выполненные работы, оказанные услуги), производится при наличии у экспортера документов, подтверждающих реальный экспорт товаров, перечень которых приведен в пункте 22 этой Инструкции.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС", и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными пунктом 22 Инструкции N 39.
Названными нормами право на возмещение (зачет) НДС не связывается с фактическим внесением суммы налога в бюджет поставщиками и производителями экспортных товаров, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, а также не устанавливается обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению или зачету. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона "О НДС" отрицательная разница по НДС "засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период", а не результатов встречных проверок поставщиков. При этом источником возмещения НДС являются "общие платежи налогов", а не суммы НДС, уплаченные поставщиками экспортных товаров.
Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ именно на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. В случае же неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров (работ, услуг), которые являются налогоплательщиками, налоговые органы в соответствии с положениями статей 45, 46 и 47 НК РФ вправе решить вопрос о принудительном исполнении ими этой обязанности и тем самым обеспечить формирование источника возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), а также реализацию прав экспортера, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 5, пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС" и статьей 176 НК РФ.
В данном случае ИМНС не оспаривает факт уплаты истцом НДС поставщикам товаров (работ, услуг), как и факт их реального экспорта, который подтвержден предусмотренными пунктом 22 Инструкции N 39 документами.
Несостоятельным кассационная инстанция считает и довод ИМНС о досрочном представлении истцом декларации по НДС за 4-й квартал 2000 года. Данное обстоятельство не повлияло на формирование истцом налогооблагаемой базы за соответствующий налоговый период и не является основанием для начисления суммы НДС, что подтверждается решением от 26.03.01 N 24/7646, принятым ИМНС без замечаний, связанных с досрочным представлением ООО декларации по НДС за 4-й квартал 2000 года - 27.12.2000.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.07.01 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.01 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16234/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2001 г. N А56-16234/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника