Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 марта 1999 г. N А05-5181/98-396/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Коробова К.Ю., Кустова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яренского лесхоза на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 20.01.99 по делу N А05-5181/98-396/2 (судьи Гудков В.Н., Бекарова Е.И., Искусов В.Ф.),
установил:
Яренский лесхоз Архангельского управления лесами (далее - Яренский лесхоз) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Ленскому муниципальному унитарному производственному предприятию "Жилкомхоз" (далее - Ленское МУПП "Жилкомхоз") о взыскании 28 800 руб. 40 коп. ущерба, причиненного пожаром.
Решением от 19.11.98 с Ленского МУПП "Жилкомхоз" взыскано в доход местного бюджета 28 800 руб. 40 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.99 решение отменено. С Ленского МУПП "Жилкомхоз" взыскано 2 200 руб. 32 коп. В остальной части иска отказано. При этом суд исходил из того, что возмещению подлежит ущерб, связанный с затратами, понесенными в связи с тушением пожара, а требование истца о возмещении ущерба, причиненного лесному хозяйству, не основано на законе.
В кассационной жалобе ее податель просит обжалуемый судебный акт изменить, иск удовлетворить в полном объеме, указывая, что Яренский лесхоз в соответствии с пунктом 2.2 "Положения о лесхозе" является владельцем лесного фонда в установленных границах. Вопросы, связанные с возмещением владельцу вреда, причиненного уничтожением леса, регулируются нормами Гражданского кодекса, поэтому отказ в удовлетворении исковых требований неправомерен.
Яренский лесхоз и Ленское МУПП "Жилкомхоз" о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, судами обеих инстанций установлен факт причинения ущерба лесному хозяйству. Судом также установлено, что причиной пожара явилось нарушение работниками Ленского МУПП "Жилкомхоз" Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. Размер заявленного ущерба ответчиком не оспаривается.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление рационального использования, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводства лесов в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечивает Федеральный орган управления лесным хозяйством. Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством.
Таким образом, Федеральная служба лесного хозяйства России, ее территориальные органы и структурные подразделения (лесхозы) осуществляют государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации.
В силу норм статей 92, 93 Лесного кодекса Российской Федерации на лесхозы также возложено осуществление охраны и защиты лесов от нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам.
С учетом изложенного обращение Яренского лесхоза с иском о возмещении ущерба, причиненного лесному хозяйству, следует признать правомерным.
В соответствии со статьей 85 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение убытков и потерь лесного хозяйства лесхозам осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.92 N 67 "Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации". В данном случае размер ущерба был правильно определен в соответствии с этим постановлением.
Вывод суда первой инстанции о том, что возмещение убытков и потерь лесного хозяйства в данном случае должно быть произведено в доход местного бюджета является ошибочным.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями согласно части 4 статьи 6 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" осуществляется только Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. В соответствии с частью 4 статьи 131 и частью 4 статьи 133 Лесного кодекса Российской Федерации государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральный орган управления лесным хозяйством, специальный уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды.
В связи с этим следует признать, что судом апелляционной инстанции при разрешении спора неправильно применены нормы материального права, поэтому обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 20.01.99 по делу N А05-5181-396/2 отменить.
Взыскать с Ленского МУПП "Жилкомхоз" в пользу Яренского лесхоза Архангельского управления лесами 28 800 руб. 40 коп. ущерба.
Взыскать с Ленского МУПП "Жилкомхоз" в доход федерального бюджета 1 878 руб. государственной пошлины по иску и кассационной жалобе.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 1999 г. N А05-5181/98-396/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника