Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 декабря 2005 г. N А44-2570/2005-7
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Корпусовой О.А., Шевченко А.В.,
рассмотрев 30.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.08.2005 по делу N А44-2570/2005-7 (судья Духнов В.П.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Флекс" (далее - общество) 7 500 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за несвоевременное представление расчета (декларации) суммы сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции за 2004-2005 годы.
Решением суда от 03.08.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Податель жалобы считает, что правомерно привлек налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, так как в соответствии со статьей 80 НК РФ расчет сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции является налоговой декларацией.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку налогового расчета (декларации) суммы сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции за 2004-2005 годы, представленного обществом 30.12.2004. В ходе проверки налоговым органом установлено, что расчет лицензионного сбора по выданной 03.10.2002 лицензии N Б 063879 общество представило в инспекцию позже установленного законом срока - 18.04.2004. По результатам проверки инспекцией принято решение от 03.03.2005 N 51 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 7 500 руб. штрафа.
На основании решения в адрес ответчика налоговым органом направлено требование от 03.03.2005 уплатить налоговую санкцию до 14.03.2005. Поскольку указанное требование общество добровольно в установленный срок не исполнило, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи.
Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Федеральным законом от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (далее - Закон) установлен порядок и размер взимания сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также сроки представления налогового расчета (декларации) этого сбора.
Согласно статье 4 Закона сбор уплачивается ежегодно - один раз за каждый год действия лицензии. Уплата сбора осуществляется организациями, подавшими заявления на получение лицензии, до подачи указанного заявления (за первый год действия этой лицензии), а организациями, получившими лицензии, - не позднее даты введения в действие указанной лицензии (за каждый последующий год ее действия). Плательщики сбора ежегодно представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии. Одновременно плательщики направляют в налоговые органы копию выданной лицензии.
Статьей 3 Закона определено, что размер сбора является кратным минимальному размеру оплаты труда (в зависимости от вида деятельности).
Суд, исследовав и оценив материалы дела, сделал правильный вывод о том, что платеж, установленный названным Законом, не подпадает под определение понятия "налог", приведенное в статье 8 НК РФ и является сбором.
Кроме того, предусмотренный Законом от 08.01.98 N 5-ФЗ налоговый расчет сбора не соответствует данному в Налоговом кодексе Российской Федерации определению налоговой декларации. Расчет сумм сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции по своему содержанию не является налоговой декларацией. Следовательно, несвоевременное представление плательщиком расчета указанного сбора не образует объективной стороны состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, и не влечет применение налоговой ответственности по данной статье.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении требований Инспекции, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.08.2005 по делу N А44-2570/2005-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2005 г. N А44-2570/2005-7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника