Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2005 г. N А66-11393/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Морозовой Н.А. и Боглачевой Е.В., при участии предпринимателя Тякмякова Н.П. (паспорт 28 07 808541 выдан 18.10.2002 Конаковским ГОВД Тверской области),
рассмотрев 01.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Конаковскому району Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.07.2005 (судья Потапенко Г.Я.) по делу N А66-11393/2004,
установил:
Предприниматель Тякмяков Николай Петрович обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации по Конаковскому району Тверской области (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Конаковскому району Тверской области - далее инспекция) от 24.09.2004 N 03-20/12851.
Решением суда от 20.07.2005 требования предпринимателя удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, предпринимателем нарушены требования пункта 1 статьи 172 и пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в счетах-фактурах, выставленных ООО "АПК - Русавтотранс", ООО "Сейлс-Строй" и ООО "МедиаГрупп", отсутствуют номера платежных документов и имеется только факсимильная подпись руководителя. При этом названные поставщики находятся в розыске и не представляют налоговую отчетность.
Кроме того, как указывает Инспекция, предприниматель не оплатил полученные от ООО "МедиаГрупп" и ООО "Сейлс-Строй" нефтепродукты.
Предприниматель, считая судебный акт законным и обоснованным, просил оставить его в силе. Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя не направила. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя инспекции.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения предпринимателем законодательства о налоге на добавленную стоимость (далее - НДС) за период с 01.10.2003 по 31.01.2004.
В ходе проверки налоговый орган установил, что Тякмяков Н.П. осуществлял в проверяемом периоде реализацию горюче-смазочных материалов за наличный и безналичный расчет населению и организациям.
По мнению Инспекции, предприниматель неправомерно предъявил к вычету за проверяемый период 888994 руб. 65 коп. НДС, поскольку в счетах-фактурах поставщиков (ООО "АПК-Русавтотранс", ООО "Сейлс-Строй" и ООО "МедиаГрупп") отсутствуют номера платежно-расчетных документов и подпись руководителя предприятия (имеется только факсимильная); ООО "АПК-Русавтотранс", ООО "Сейлс-Строй" и ООО "МедиаГрупп" находятся в розыске и не уплачивают налоги в бюджет; перечисление Тякмяковым Н.П. денежных средств за поставленные нефтепродукты продавцам - ООО "МедиаГрупп", ООО "Сейлс-Строй" на основании выставленных счетов-фактур не производилось" (в платежных документах указано: "оплата за нефтепродукты за ООО "Финпром-инвест", и оплата за нефтепродукты за ООО "Сейлс-Строй").
По результатам проверки Инспекция составила акт от 19.04.2004 N 06-24/905дсп и приняла решение от 24.09.2004 N 03-20/12851. Названным решением Тякмяков Н.П. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 132474 руб. штрафа. Кроме того, предпринимателю предложено уплатить 662371 руб. 65 коп. НДС и 81263 руб. 70 коп. пеней.
Тякмяков Н.П., не согласившись с решением инспекции, обжаловал его в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предпринимателя.
В соответствии со статьей 143 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС.
Пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении:
товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
Как видно из материалов дела, Тякмяков Н.П. приобрел нефтепродукты у ООО "АПК-Русавтотранс", ООО "Сейлс-Строй" и ООО "МедиаГрупп", оплатив их стоимость в полном объеме (в том числе НДС), и оприходовал товар. Названные обстоятельства подтверждаются книгами покупок, доходов и расходов, выставленными счетами-фактурами, платежными поручениями.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Требования к оформлению счетов-фактур, выставленных поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), содержатся в статье 169 НК РФ.
Пунктом 6 статьи 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Из положений статьи 93 НК РФ следует, что налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика необходимые для проведения налоговой проверки документы, в частности документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.
Инспекция не воспользовалась предоставленным ей правом и не запросила у Тякмякова Н.П. дополнительных документов, подтверждающих достоверность подписей на счетах-фактурах.
Как указано в решении налогового органа, Тякмяков Н.П. представил в заседание по рассмотрению протокола разногласий от 21.05.2004 подлинные счета-фактуры с личными подписями руководителя предприятия.
Не состоятелен и довод Инспекции об отсутствии в счетах-фактурах номеров расчетно-платежных документов. Подпунктом 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ предусмотрено указание в счете-фактуре номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Как следует из условий договора поставки нефтепродуктов, "покупатель оплачивает стоимость товара по факту поставки нефтепродукта согласно выставленным счетам-фактурам".
Таким образом, предприниматель выполнил требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур.
Довод Инспекции о том, что предприниматель не оплатил полученные от ООО "МедиаГрупп" и ООО "Сейлс-Строй" нефтепродукты, отклоняется кассационной инстанцией.
В материалах дела имеются копии договоров купли-продажи заключенные с ООО "МедиаГрупп" от 01.05.2003 N 1 и с ООО "Финпром-инвест" от 29.08.2002 N 20/17, в которых предусмотрено, что оплата поставленных нефтепродуктов производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца или иной расчетный счет, указанный в финансовом поручении продавца. Предпринимателем представлены финансовые распоряжения ООО "Финпром-инвест" и ООО "МедиаГрупп", согласно которым названные организации просят производить оплату в рамках договоров от 01.05.2003 N 1 и 29.08.2002 N 20/17 с указанием получателя - ООО "МедиаГрупп" и назначения платежа - "оплата за нефтепродукты за ООО "Финпром-инвест". Также представлен договор поставки с ООО "Сейлс-Строй" от 01.08.2003 и финансовое распоряжение, согласно которому ООО "Сейлс-Строй" просит предпринимателя оплачивать за нефтепродукты ООО "Судиславль" с назначением платежа -"оплата за ООО "Сейлс-Строй".
Ссылка налогового органа на недобросовестность поставщиков не принимается кассационной инстанцией.
Налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на возмещение НДС с проведением встречных проверок контрагентов налогоплательщика. В силу статей 32, 82, 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и покупателями товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46, 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.07.2005 по делу N А66-11393/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Конаковскому району Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2005 г. N А66-11393/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника