Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 01 декабря 2005 г. N А56-7398/05
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 мая 2005 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2005.
Полный текст постановления изготовлен 01.12.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Мунтян Л.Б., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу Богоявленской И.Г. (доверенность от 01.02.2005 N 01-16),
рассмотрев 30.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2005 по делу N А56-7398/05 (судья Третьякова Н.О.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военно-морской институт радиоэлектроники (далее - учреждение) 832 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на основании решения от 03.12.2004 N 02-04/10187.
Решением суда от 23.05.2005 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 23.05.2005 и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В жалобе инспекция ссылается на неправильное применение судом подпункта 13 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал изложенную в жалобе позицию.
Представители учреждения, извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что инспекция провела камеральную проверку декларации учреждения по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за III квартал 2004 года. В ходе проверки налоговый орган составил уведомление от 26.11.2004 N 02-04/9992 и вынес решение от 03.12.2004 N 02-04/10187 о привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 832 руб. штрафа за неполную уплату НДС, а также о доначислении 4 158 руб. НДС и начислении 38 руб. пеней по этому налогу.
Налоговым органом установлено, что в проверяемом периоде учреждение реализовало физическим лицам абонементы в бассейн на общую сумму 23 100 руб., и сделан вывод о том, что при определении облагаемой НДС базы оно неправомерно воспользовалось льготой, установленной подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
В пункте 2 резолютивной части решения инспекция предложила учреждению уплатить штраф, налоги и пени в добровольном порядке.
Поскольку требование налогоплательщиком не исполнено, инспекция обратилась с заявлением о взыскании штрафа в арбитражный суд.
Проанализировав материалы дела, кассационная инстанция считает требования инспекции правомерными в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в частности, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий.
Таким образом, для правомерного применения льготы по реализации входных билетов налогоплательщиком должны быть соблюдены следующие условия:
- билеты должны быть реализованы организациями физической культуры и спорта;
- мероприятия должны относиться к спортивно-зрелищным;
- форма билетов должна быть утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
Следовательно, право на применение льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 Кодекса, у учреждения возникает только при выполнении вышеперечисленных требований.
В обжалуемом решении суд сделал вывод о том, что учреждение является организацией физической культуры и спорта, поскольку имеет на балансе искусственный водный бассейн, а соответственно, один из видов его деятельности - деятельность по физической культуре с присвоением кода Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства ОКОНХ 91 700.
Вместе с тем, в силу требований пункта 1 статьи 49, статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации средством, позволяющим определить принадлежность учреждения к организациям физической культуры и спорта, являются его учредительные документы, в которых должны быть указаны в том числе предмет и цели деятельности. Подтвердить такую принадлежность возможно также через присвоение организации соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного в действие на основании постановления Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст. с 01.01.2003 и применяемого к налогоплательщику в спорном налоговом периоде.
В отзыве на исковое заявление ответчик не ссылается и в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие присвоение налогоплательщику соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, которые позволяют отнести учреждение к организации физической культуры и спорта.
Кроме того, необоснованным кассационная инстанция считает и вывод суда о том, что реализуемые учреждением абонементы-пропуски для посещения бассейна идентичны входным билетам.
Действительно, находящиеся в материалах дела абонементы-пропуски (л.д. 37) содержат все необходимые реквизиты бланка строгой отчетности, образец которого утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности".
Однако судом первой инстанции не учтено, что данным приказом утверждены три вида документов строгой отчетности по льготируемым видам деятельности: образец экскурсионной путевки в музеи и на выставку; образец абонемента на посещение концертов и спектаклей; образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений для посещения спортивно-массовых мероприятий.
Таким образом, абонементы-пропуски для посещения бассейна даже при наличии всех необходимых реквизитов, соответствующих указанным документам, не относятся к тем документам, реализация которых освобождается от обложения НДС.
Следовательно, спорные операции по реализации учреждением абонементных пропусков для посещения бассейна не отвечают требованиям подпункта 13 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Кассационная инстанция считает ошибочным и вывод суда о том, что занятия по плаванию приравниваются к спортивно-зрелищным мероприятиям.
Согласно Общероссийскому классификатору оказания услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, услуги по предоставление объектов физической культуры и спорта для населения имеют код 072000 (перечень данных услуг соответствует кодам 072100-072209). Данным классификатором предусмотрено, что к услугам физической культуры и спорта относятся занятия по физической культуре и спорту (код 071100, перечень этих услуг соответствует кодам 071100-071167) и проведение спортивно-зрелищных мероприятий (код 071200, перечень этих услуг соответствует кодам 071200-071214). Услугам по предоставлению плавательных бассейнов для населения присвоен код 072107, а проведению занятий по плаванию - код 071109. Следовательно, они входят в подгруппу услуг, относящихся к занятиям по физической культуре и спорту, а потому как предоставление плавательных бассейнов населению, так и проведение занятий по плаванию не могут быть отнесены к услугам по проведению спортивно-зрелищных мероприятий.
На основании изложенного суд сделал неправомерный вывод о том, что реализация учреждением абонементов-пропусков на посещение бассейна может осуществляться в льготном налоговом режиме, установленном подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права. Учитывая, что фактические обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждены имеющимися в деле материалами, кассационная инстанция считает возможным вынести решение об удовлетворении требования налогового органа о взыскании с учреждения наложенного штрафа.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2005 по делу N А56-7398/05 отменить.
Взыскать с государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военно-морской институт радиоэлектроники 832 руб. штрафных санкций и 150 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.13 п.3 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий.
Институт считает, что правомерно применил указанную льготу, т.к. в проверяемом периоде реализовывал физическим лицам абонементы в принадлежащий ему бассейн.
Суд кассационной инстанции указал, что у института нет права применять данную льготу.
При этом отметил, что применение льготы возможно при выполнении следующих условий: билеты реализуются организацией физической культуры и спорта, мероприятие является спортивно-зрелищным, форма билетов утверждена как бланк строгой отчетности.
То обстоятельство, что институт имеет на балансе бассейн и один из видов его деятельности - деятельность по физической культуре и спорту с присвоением кода ОКОНХ 91 700, по мнению суда, не свидетельствует о его принадлежности к организациям культуры и спорта. При этом указал, что согласно п.1 ст.49, ст.52 ГК РФ средством, позволяющим определить указанную принадлежность, являются учредительные документы организации. Подтвердить такую принадлежность возможно и через присвоение соответствующего кода ОКВЭД, введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. N 454-ст. Указанные документы в материалах дела, по мнению суда, отсутствуют.
Также суд кассационной инстанции пришел к выводу, что реализуемые институтом абонементы-пропуски для посещения бассейна не являются идентичными входным билетам, несмотря на то, что содержат все необходимые реквизиты бланка строгой отчетности, образец которого утвержден приказом Минфина РФ от 25.02.2000 N 20н. В связи с этим указал, что данным приказом утверждены три вида документов строгой отчетности по льготируемым видам деятельности: экскурсионной путевки, абонемента на посещение концерта, билета для посещения спортивно-массовых мероприятий. Абонемент-пропуск в бассейн к указанным документам не относится. Кроме того, занятия по плаванию, по мнению суда, нельзя приравнять к спортивно-зрелищным мероприятиям.
Поэтому суд кассационной инстанции поддержал позицию налогового органа, решение по делу отменил, кассационную жалобу налогового органа удовлетворил.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2005 г. N А56-7398/05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника