Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 апреля 1998 г. N А05-6910/97-474/12
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 1998 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Никитушкиной Л.Л., Петренко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Агропромбанк" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.02.98 (судьи Ивашевская Л.И., Полуянова Н.М., Чалбышава И.В.) по делу N А05-6910/97-474/12,
установил:
Открытое акционерное общество " Агропромбанк" в лице Архангельского филиала "Агропромбанка" (далее - банк) обратилось в суд Архангельской области с иском о признании недействительным представления Управления федерального казначейства по Архангельской области от 15.01.96 N 07П о наложении штрафа в сумме 21 070 134 рубля на основании пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 " О федеральном казначействе" за несвоевременное перечисление платежей налогоплательщиков на доходные счета федерального бюджета.
Решением суда от 02.02.98 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Агропромбанк" в лице Архангельского регионального филиала "Агропромбанка" просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Истец полагает, что согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 и подпункту 3 пункта 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации к нему неосновательно применен указанный штраф, поскольку он не является банком, уполномоченным производить зачисление средств на доходные счета федерального бюджета, открытые в этом банке налоговыми или другими уполномоченными органами, ввиду отсутствия указанных счетов.
Ответчик в отзыве указал на необоснованность кассационной жалобы.
ОАО "Агропромбанк" в лице Архангельского регионального филиала и Управление федерального казначейства по Архангельской области о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание представители сторон не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятого решения проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что отделением федерального казначейства по Пинежскому району совместно с государственной налоговой инспекцией по Пинежскому району проведена проверка своевременности исполнения платежных документов на перечисление платежей в бюджеты, а также своевременности перечисления средств бюджетов на счета получателей в Пинежском отделении Агропромбанка за период с 01.04.95 по 30.10.95. В результате проверки установлено, что отделением допущена задержка исполнения поручений плательщиков по перечислению платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. В акте проверки от 20.12.95 отражено, что сумма средств, поступление которых в бюджеты и государственные внебюджетные фонды была задержана, составила 11 716 985 рублей.
На основании указанного акта проверки Управлением федерального казначейства по Архангельской области вынесено представление от 15.01.96 N 07П о взыскании с истца 21 070 134 рублей штрафа в соответствии с пунктами 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 и 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации от 27.08.93 N 864.
Согласно пункту 3 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации и подпункту 3 пункта 12 Положения о федеральном казначействе предусмотренный указанными нормами штраф может быть применен только к банку, уполномоченному производить зачисления средств на доходные счета федерального бюджета, открытые в этом банке.
Вместе с тем судом при рассмотрении спора указанное не учтено, а также не установлено, за какие конкретно нарушения применен согласно оспариваемому представлению штраф: за нарушение очередности платежей в федеральный бюджет либо за нарушение очередности платежей в областной и местный бюджеты. Таблица начисления штрафных санкций, на которую имеется ссылка в акте, в материалах дела отсутствует и предметом исследования суда не являлась.
Из акта проверки следует, что в результате проверки Государственная налоговая инспекция также пришла к выводу о применении к истцу ответственности, предусмотренной статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в виде взыскания 24 793174 рублей пеней и дохода от использования неперечисленных сумм в качестве кредитных ресурсов в сумме 15 252 191 рубль.
Судом указанное не учтено, квалификация нарушений, установленных тем же актом проверки не определена, вопрос о применении к истцу ответственности по статье 15 вышеуказанного Закона не исследован.
Таким образом, следует признать, что решение по настоящему делу принято по неполно исследованным обстоятельствам дела, что повлекло принятие необоснованного судебного акта, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать, за какие конкретно нарушения и кем применены финансовые санкции, применить нормы Законов и Положений, регулирующих и определяющих порядок платежей в государственные внебюджетные фонды по каждому платежу, установить, имело ли место двойное применение ответственности за установленное правонарушение и с учетом указанного разрешить спор по существу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.02.98 по делу N А05-6910/97-474/12 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 1998 г. N А05-6910/97-474/12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника