Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 сентября 1999 г. N А05-6009/97-418/11
См. также:
определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 1998 г.
определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 1999 г.
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 1999 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Зубаревой Н.А., Закордонской Е.П., при участии от АКБ "Московский индустриальный банк" в лице филиала "Северо-Западное региональное управление" Лыковой Л.А. (доверенность от 17.02.99 N 11/470) и Ширшовой С.В. (доверенность от 22.03.99 без номера),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу АКБ "Московский индустриальный банк" в лице филиала "Северо-Западное региональное управление" на решение от 10.12.97 (судья Тряпицына Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 13.04.99 (судьи Ивашевская Л.И., Калашникова В.А., Лепеха А.П.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6009/97-418/11,
установил:
Акционерный коммерческий банк "Московский Индустриальный банк" в лице филиала "Северо-Западное региональное управление" (далее - истец, АКБ) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Архангельску (далее - ответчик, ГНИ) и Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по городу Архангельску, Приморскому и Соловецкому районам (далее ? ответчик, УФК) о возврате из бюджета 2 000 рублей (с учетом деноминации), излишне внесенных при уплате налога на прибыль за 1996 год.
Решением арбитражного суда от 10.12.97 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.99 решение от 10.12.97 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты и принять новое решение, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Ответчики о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако их представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Истцом на основании письма ГНИ от 02.06.97 N 03-12/1805 составлен уточненный расчет налога от фактической прибыли за 12 месяцев 1996 года и уплачено, в том числе путем взаимозачета, 1 551 472 рубля налога на прибыль, начисленного с капитальных затрат по реконструкции помещений для расчетно-кассового обслуживания филиала.
Принимая решение и постановление, судебные инстанции исходили из следующего. Статья 5 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 на истца не распространяется, так как банк к предприятиям не относится, а является кредитной организацией со специальной правоспособностью. Банк относится к сфере нематериальной, не имеет объектов производственного назначения; соответственно льгота, предусмотренная статьей 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", на него не распространяется.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ) плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 6 названного закона (в той же редакции) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы.
Согласно пункту 4.1.1 Инструкции ГНС Российской Федерации от 10.08.95 N 37 (в редакции, введенной в действие Изменениями и дополнениями от 12.02.96 N 37-2) при отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям следует руководствоваться Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.09.93 N 185.
Пунктами 6.1 и 6.2 Инструкции от 24.09.93 N 185 установлено, что к объектам производственного назначения относятся объекты, которые после завершения их строительства будут функционировать в сфере материального производства: в промышленности, сельском хозяйстве и заготовках, водном и лесном хозяйстве, на транспорте и связи, в строительстве, в торговле и общественном питании, в материально-техническом снабжении и сбыте.
К объектам непроизводственного назначения относятся объекты жилищного и коммунального хозяйства, учреждения здравоохранения, физкультуры, социального обеспечения, просвещения, культуры, искусства, а также научно-исследовательские и другие организации (учреждения), связанные с развитием науки.
Административные здания предприятий, трестов, отраслей сферы материального производства относятся к объектам производственного назначения.
Административные здания организаций непроизводственных отраслей, органов исполнительной власти, общественных организаций, учреждений банков, судов, архивов и т.п., а также административные здания министерств, ведомств, департаментов как отраслей сферы материального производства, так и непроизводственных отраслей относятся к объектам непроизводственного назначения.
Правомерными являются выводы судов о том, что помещение для расчетно-кассового обслуживания относится к сфере нематериальной и не является объектом производственного назначения.
Таким образом, произведенные истцом затраты по реконструкции помещений расчетно-кассового обслуживания относятся к капитальным вложениям непроизводственного назначения и истец не имел права на льготу, предусмотренную подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Ссылка истца на статью 5 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно которой предприятия освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направленной на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения, не может быть принята во внимание.
Согласно пункту 3 статьи 23 Закона РСФСР от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" не допускаются внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренные налоговым законодательством.
Кроме того, льгота, предусмотренная подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предоставляется предприятиям при наличии двух условий: полное использование ими сумм доначисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату и использование льготы не должно уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %. Истец не представил доказательств наличия условий для предоставления льготы.
В соответствии со статьей 78 (пункт 7) Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченной суммы налога не производится в случае наличия недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням и штрафам. В апелляционную инстанцию доказательств отсутствия недоимки налогам и задолженности по пеням и штрафам истец не представил.
Таким образом суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.12.97 и постановление апелляционной инстанции от 13.04.99 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6009/97-418/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Е.П.Закордонская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 сентября 1999 г. N А05-6009/97-418/11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника