Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 декабря 2005 г. N А05-9241/2005-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Дмитриева В.В., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 07.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.08.2005 по делу N А05-9241/2005-18 (судья Чалбышева И.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вереск-1" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области (далее - Инспекция) от 24.06.2005 N 22-17/1901.
Решением суда от 31.08.2005 заявленные требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит проверить законность решения арбитражного суда по настоящему делу. По мнению подателя жалобы, Обществом не соблюдены требования подпунктов 2 и 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение в силе, указывая на его законность и обоснованность.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с реализацией товара на экспорт Общество 05.04.2005 представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2005 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
По результатам камеральной проверки декларации и документов Инспекция приняла решение от 24.06.2005 N 22-17/1901. Данным решением Инспекция признала неправомерным применение Обществом налоговой ставки 0 процентов по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта на сумму 720 683 руб. и отказала в возмещении 114 933 руб. НДС, в том числе 82 341 руб. НДС, уплаченного Обществом при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи, экспорт которых документально подтвержден; 32 592 руб. НДС, ранее уплаченного по товарам (работам, услугам), по которым применение налоговой ставки 0 процентов ранее не было документально подтверждено. Основанием для отказа в возмещении налога, а также в применении налоговой ставки 0 процентов послужили следующие обстоятельства:
- в экспортном контракте отсутствуют банковские реквизиты покупателя;
- в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ на представленных налогоплательщиком копиях транспортных и товаросопроводительных документов отсутствует отметка пограничного таможенного органа, подтверждающего вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации;
- согласно межбанковским сообщениям (swift) денежные средства по контракту перечислены фирмами "Oriental Corp" (США) и "Tristar Inc" (Болгария), не являющимися покупателем экспортированного товара;
- в нарушение порядка, установленного пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ и пунктом 3 статьи 172 НК РФ, Общество не восстановило суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг) и ранее принятые к вычету, в связи с чем неправомерно заявило к возмещению из бюджета 82 341 руб. НДС, уплаченного организацией при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи, экспорт которых документально подтвержден;
- Общество неправомерно заявило к возмещению из бюджета 32 592 руб. НДС, ранее уплаченного по товарам (работам, услугам), по которым применение налоговой ставки 0 процентов ранее не было документально подтверждено, поскольку не исчислило и не уплатило в бюджет НДС по неподтвержденному экспорту.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные вычеты.
Как следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятии на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, сделал правомерный вывод, что Общество представило в Инспекцию полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Этот вывод подтверждается материалами дела.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ в налоговый орган в составе комплекта документов представляется выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя реализованного на экспорт товара на счет налогоплательщика в российском банке.
Поступление экспортной выручки по контракту от 05.07.2004 N 2-В подтверждается выписками банка от 29.07.2004 и от 13.07.2004, а также имеющимися в деле межбанковскими сообщениями (swift), в которых содержится ссылка на реквизиты экспортного контракта и указано, что получателем платежа является ООО "Вереск-1" (листы дела 48-51).
Кроме того, в письмах Обществу от 13.07.2004 и от 29.07.2004 его контрагент по контракту указывает, что оплата, произведенная третьими лицами, считается оплатой, произведенной за покупателя по контракту от 05.07.2004 N 2-В (листы дела 46, 47). Возложение иностранным лицом - покупателем товара обязанности по его оплате на третье лицо не противоречит нормам налогового и гражданского законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о неподтверждении заявителем поступления выручки от иностранного лица - покупателя товара.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
В силу Федерального закона от 29.01.1997 N 21-ФЗ "О ратификации Соглашения о Таможенном союзе и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности" таможенный контроль на границе с Республикой Казахстан отменен.
В представленной налогоплательщиком копии грузовой таможенной декларации имеется штамп Астраханской таможни от 09.08.2004 "Товар вывезен полностью" (лист дела 45 оборотная сторона). Кроме того, факт вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации подтверждается письмом Южного таможенного управления Астраханской таможни от 24.08.2004 N 020215/9737 (лист дела 44). В материалах дела также имеются копии дубликатов товарно-транспортных накладных с отметками Архангельской таможни "Выпуск разрешен", то есть с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров (листы дела 42-43).
Таким образом, на грузовых таможенных декларациях и транспортных, товаросопроводительных документах имеются все отметки таможенных органов, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ. Указанные документы с отметками таможенных органов являются достаточным доказательством экспорта товара. Следовательно, Обществом соблюдены требования подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод Инспекции о том, что 82 341 руб. НДС заявлены к возмещению из бюджета повторно и налогоплательщик ранее воспользовался правом, предоставленным ему пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами и их должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Материалами дела не подтверждается и Инспекция не представила доказательств того, что 82 341 руб. НДС заявлены к возмещению из бюджета повторно.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительными пункты 1 и 2 решения Инспекции от 24.06.2005 N 22-17/1901 в связи с несоответствием их нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.08.2005 по делу N А05-9241/2005-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2005 г. N А05-9241/2005-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника