Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 декабря 2005 г. N А05-7765/05-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Корпусовой О.А.,
рассмотрев 01.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.08.2005 по делу N А05-7765/2005-29 (судья Никитин С.Н.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 20.05.2005 N 13-24-182/2133 об отказе в возмещении 352 218 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2005 года.
Решением от 05.08.2005 суд удовлетворил заявление, признав на основании статей 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ) право Общества на вычет оспариваемой суммы НДС, уплаченной в составе лизинговых платежей.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. По мнению налогового органа, Обществу правомерно отказано в возмещении 352 218 руб. НДС, так как в силу статей 2, 19 Закона N 164-ФЗ и статьи 665 Гражданского кодекса Российской Федерации "НДС, уплаченный по лизинговым платежам в части выкупной стоимости, на основании статей 171-172 НК РФ подлежит включению в состав налогового вычета только после принятия на учет предмета лизинга и полной оплаты его стоимости".
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 20.05.2005 N 13-24-182/2133 в результате проверки декларации Общества по ставке НДС 0% за январь 2005 года и документов, представленных для подтверждения права на применение этой ставки и вычет 3 172 738 руб., Инспекция отказала в возмещении 352 218 руб. названного налога со ссылкой на то, что "НДС, уплаченный по лизинговым платежам в части выкупной стоимости, на основании статей 171, 172 НК РФ подлежит включению в состав налогового вычета только после принятия на учет предмета лизинга и полной оплаты стоимости данного предмета".
Кассационная коллегия считает, что отказ в возмещении 352 218 руб. НДС не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права заявителя.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0%, и порядок реализации этого права установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и указанные в пункте 1 статьи 165 НК РФ документы. На основании этих документов налоговый орган обязан проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов и не позднее трех месяцев со дня их представления принять решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении (полностью или частично).
Положения названной нормы консолидируются с пунктом 3 статьи 172 НК РФ, определяющим порядок применения налоговых вычетов по экспортным операциям. Вместе с тем, в пункте 1 этой же статьи установлен общий порядок применения налоговых вычетов, согласно которому вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и фактически уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
В данном случае Инспекция не оспаривает, что для осуществления операций по реализации лесопродукции, в том числе на экспорт, Общество использовало имущество, предоставленное ему во временное владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга). Полученные по актам приемки-передачи предметы лизинга отражены на счетах 001 "Арендованные основные средства" или 01 "Основные средства". В соответствии с условиями договоров и на основании счетов-фактур, выставленных лизингодателями с учетом сумм НДС по ставке 18%, Общество оплачивало лизинговые платежи, что Инспекция также не оспаривает.
Часть налога, уплаченного в январе 2005 года в составе лизинговых платежей и в доле, приходящейся на реализацию экспортной продукции, в сумме 325 218 руб. Общество предъявило к вычету и возмещению в декларации по ставке НДС 0% за январь 2005 года. Для обоснования права на применение вычета заявитель представил в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, и первичные документы: договоры и акты приема-передачи предметов лизинга, счета-фактуры лизингодателей и платежные поручения, подтверждающие уплату налога в составе лизинговых платежей, что Инспекция также не оспаривает. При таких обстоятельствах следует признать, что Общество выполнило условия, необходимые в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ для обоснования права на вычет сумм НДС, уплаченных в январе 2005 года в составе лизинговых платежей, а у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в возмещении фактически уплаченных заявителем 325 218 руб. НДС, приходящихся на долю экспортных операций.
Довод Инспекции о том, что суммы НДС, уплаченные в составе лизинговых платежей, подлежат вычету только после оплаты полной стоимости предмета лизинга, не основан на положениях статей 171-172 НК РФ и Закона N 164-ФЗ. Названными нормами Налогового кодекса право налогоплательщика на вычет сумм НДС, фактически уплаченных им в составе лизинговых платежей, не ограничено особыми условиями принятия на учет предмета лизинга, а также требованием оплатить его полную стоимость.
Вместе с тем, из статей 2, 17 и пункта 1 статьи 28 Закона N 164-ФЗ следует, что по договору лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество и передать это имущество во временное владение и пользование лизингополучателю, который обязуется его возвратить в случае прекращения договора лизинга, а под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок его действия, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Таким образом, в рамках применения главы 21 Налогового кодекса лизинговые платежи представляют собой оплату услуг, оказанных лизингодателем по договору финансовой аренды, которые являются объектом налогообложения при исчислении НДС, а уплаченные в составе лизинговых платежей суммы НДС подлежат вычету в порядке, установленном пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Следует также отметить, что в силу пункта 1 статьи 19 Закона N 164-ФЗ договор лизинга лишь допускает возможность перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя и на дополнительных условиях, предусмотренных соглашением сторон, поэтому несостоятельна ссылка Инспекции на указанную норму Закона N 164-ФЗ для обоснования своего довода о праве на вычет сумм НДС, уплаченных в составе лизинговых платежей, только после оплаты полной стоимости предмета лизинга.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятое по делу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.08.2005 по делу N А05-7765/05-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2005 г. N А05-7765/05-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника