Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 декабря 2000 г. N А56-13917/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И., при участии в судебном заседании от Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Лунгу М.А. (доверенность от 17.04.2000), от государственного учреждения культуры "Государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова" директора Волоцкой Т.Н., Дервиз О.В. (доверенность от 04.09.2000), КУГИ Санкт-Петербурга Рассудова А.Н. (доверенность от 11.07.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2000 (судьи Баталова Л.А., Королева Т.В., Серикова И.А.) по делу N А56-13917/00,
установил:
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (далее - Петербургская консерватория) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному учреждению культуры "Государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова" (далее - Государственный театр оперы и балета) об обязании освободить помещение по адресу: Санкт-Петербург, Театральная площадь, дом 3, литер "А".
В процессе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство культуры Российской Федерации, Министерство государственного имущества Российской Федерации, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.
Решением от 14.08.2000 иск удовлетворен. Государственный театр оперы и балета выселен из помещения по адресу: Санкт-Петербург, Театральная площадь, дом 3, литер "А".
Постановлением апелляционной инстанции от 02.11.2000 решение отменено и в иске отказано.
В кассационной жалобе Петербургская консерватория просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции статьи 93 Гражданского кодекса РСФСР, статьи 48 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, статей 12, 216, 296, 298, 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Петербургской консерватории и КУГИ Санкт-Петербурга поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Государственного театра оперы и балета с доводами кассационной жалобы не согласился и просил оставить ее без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Министерство культуры Российской Федерации и Министерство государственного имущества Российской Федерации о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства культуры РСФСР от 20.12.88 N 526 создан Музыкальный театр Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (далее - Музыкальный театр), который находился в непосредственном подчинении Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (далее 0 Ленинградская консерватория). Пунктом 7 названного приказа в связи с созданием Музыкального театра ректорату Ленинградской консерватории предписывалось обеспечить в установленном порядке ликвидацию Оперной студии Ленинградской консерватории, предоставить Музыкальному театру безвозмездно помещение и оборудование, необходимое для его работы.
Как видно из устава Государственного театра оперы и балета, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.11.94 N 757, Государственный театр оперы и балета создан в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 20.12.88 на базе Оперной студии Ленинградской консерватории. Учредителями ответчика являются Министерство культуры Российской Федерации, Министерство государственного имущества Российской Федерации и Санкт-Петербургская государственная консерватория.
Таким образом, Государственный театр оперы и балета занимает и использует для реализации своих уставных целей спорное помещение свыше 10 лет, сначала как структурное подразделение Петербургской консерватории, а затем как самостоятельное государственное учреждение культуры. При этом факт нахождения имущества на балансе одного из учреждений не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений, которые ранее были предоставлены другой организации в установленном порядке.
Как следует из справки Министерства культуры Российской Федерации от 10.08.2000, Государственный театр оперы и балета является бюджетной организацией, финансируется из федерального бюджета со дня основания и по настоящее время. В ежегодных сметах расходов предусматривались денежные средства на содержание помещений театра.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества. В материалах дела отсутствуют доказательства передачи собственником спорных помещений истцу.
Поэтому вывод суда апелляционной инстанции о том, что у ответчика имеется законное право пользования спорным помещением, сделан с учетом исследования и оценки указанных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Согласно пункту 2 статьи 296 собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Собственником требование об изъятии помещения у Государственного театра оперы и балета не заявлялось.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно отменила решение и отказала в иске.
Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2000 по делу N А56-13917/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Т.И. Сапоткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2000 г. N А56-13917/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника