Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2005 г. N А13-6572/2005-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Старченковой В.В., судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
рассмотрев 21.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2005 по делу N А13-6572/2005-20 (судья Романова А.В.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Харовская электротеплосеть" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному учреждению "Служба заказчика", муниципальному образованию "Харовский муниципальный район Вологодской области" в лице финансового управления, Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов области) и Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании (с учетом уточнения требований) 26 231 руб. 77 коп. расходов, возникших в связи с предоставлением в период с 2003 по 2004 год льгот по оплате теплоэнергии жителям Харовского района Вологодской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон).
Решением суда от 17.09.2005 иск удовлетворен частично: с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 8 891 руб. 95 коп. компенсации за 2003 год и 11 919 руб. 58 коп. - за период с января по август 2004 года, всего 20 811 руб. 53 коп., с Департамента финансов области за счет казны Вологодской области в пользу Предприятия взыскано 5 420 руб. 24 коп. компенсации за период с сентября по декабрь 2004 года. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение в части взыскания с него расходов Предприятия и вынести новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие на основании статьи 11 Закона в период с 2003 по 2004 год при взимании платы за теплоэнергию учитывало льготу в размере до 50% лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", проживающим в городе Вологде. При этом у истца возникли расходы, которые он и просил возместить.
В соответствии со статьей 11 Закона гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", предоставляется скидка до 50 % при оплате коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 4 Закона финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.02 N 68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", вопрос о том, за счет каких средств должно осуществляться лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона, в том числе право на снижение до 50 % размера оплаты коммунальных услуг, на федеральном уровне не решен, поэтому впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В данном определении Конституционный Суд Российской Федерации также указывает на то, что пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и должен истолковываться как обязывающий органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 30.06.2004) Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что указанные расходы за 2003 год в сумме 8 891 руб. 95 коп. подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.
Удовлетворяя за счет казны Российской Федерации требования истца о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением в январе - августе 2004 года льгот в сумме 11 919 руб. 58 коп., суд исходил из того, что, предоставив указанную льготу, федеральный законодатель не определил надлежащим образом механизм и источники компенсации расходов организациям, предоставляющим льготы по оплате коммунальных услуг.
Между тем в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2004 N 426 (далее - Правила), расходы, связанные с реализацией статьи 11 Закона, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год.
В соответствии с пунктом 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования расходов на эти цели, предусмотренных в установленном порядке Минфину РФ, и на основании ежеквартальных отчетов финансовых органов субъектов Российской Федерации о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией статьи 11 Закона (представляются в Минфин РФ не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом), а также данных о количестве граждан, которым предоставлены указанные льготы.
Таким образом, вывод суда о том, что федеральный законодатель не определил надлежащим образом механизм и источники компенсации расходов Предприятия в 2004 году, является необоснованным.
Правилами определены источник финансирования взыскиваемых расходов и механизм компенсационных выплат, то есть расходы истца по предоставлению льгот в 2004 году должны взыскиваться за счет средств Вологодской области.
Судом не учтены вышеуказанные обстоятельства, что привело к принятию необоснованного судебного акта в данной части.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 17.09.2005 подлежащим изменению в части взыскания в пользу истца с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 11 919 руб. 58 коп. расходов по предоставлению в январе - августе 2004 года льгот лицам, награжденным знаком "Почетный донор России". Указанная сумма подлежит взысканию с Департамента финансов области за счет средств казны Вологодской области.
Таким образом, в пользу истца с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации подлежит взысканию 8 891 руб. 95 коп., а с Департамента финансов области за счет средств казны Вологодской области - 17 339 руб. 82 коп. компенсации.
В связи с тем, что Минфин РФ освобожден от уплаты госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, госпошлина с суммы иска, удовлетворенной за счет казны Российской Федерации, взысканию не подлежит. С Департамента финансов области за счет средств казны Вологодской области подлежит взысканию 693 руб. 59 коп. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2005 по делу N А13-6572/2005-20 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия "Харовская электротеплосеть" 8 891 руб. 95 коп. компенсации в связи с предоставлением в 2003 году льгот по оплате теплоэнергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Взыскать с Департамента финансов Вологодской области за счет средств казны Вологодской области в пользу Муниципального унитарного предприятия "Харовская электротеплосеть" 17 339 руб. 82 коп. компенсации в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате теплоэнергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Взыскать с Департамента финансов Вологодской области за счет средств казны Вологодской области в доход федерального бюджета 693 руб. 59 коп. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции".
В остальной части решение суда от 17.09.2005 оставить без изменения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2005 г. N А13-6572/2005-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника