Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 февраля 2001 г. N А56-1913/00
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2000 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2000 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2000 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сергеевой И.В.,
судей Матлиной Е.О., Грачевой И.Л.,
при участии от прокурора Ленинградской области - Комар Т.П., от администрации МО "Ломоносовский район" - Гуришева А.В. (доверенность от 13.12.2000 N 691/22),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора Ленинградской области на решение от 03.07.2000 (судьи Фокина Е.А., Протас Н.И., Кадулин А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 07.12.2000 (судьи Томпакова Г.Н., Барканова Я.В., Зайцева Е.К.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1913/00,
установил:
Прокурор Ленинградской области в защиту государственных интересов обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования "Ломоносовский район" Ленинградской области (далее - администрация) с привлечением в качестве третьих лиц Ломоносовского городского отделения внутренних дел (далее - Ломоносовское ГОВД), Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ломоносовском районе Ленинградской области (далее - Центр Госсанэпиднадзора), Государственного комитета по охране окружающей природной среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Ленкомэкология) о признании недействительным распоряжения главы муниципального образования "Ломоносовский район" Ленинградской области от 30.03.98 N 106-р "Об утверждении сметы расходов внебюджетного экологического фонда на 1998 год". В обоснование исковых требований прокурор сослался на несоответствие данного ненормативного акта статье 21 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и издание его администрацией с превышением полномочий.
Решением от 09.02.2000 иск удовлетворен на том основании, что оспариваемое распоряжение не соответствует Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и Закону Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым администрация, не являющаяся органом государственной власти, не вправе распоряжаться денежными средствами государственного внебюджетного фонда.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.05.2000 решение от 09.02.2000 отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда. При этом кассационная инстанция предложила суду установить, нарушаются ли данным ненормативным актом права и интересы государства либо иных лиц.
Определением от 08.06.2000 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора на стороне прокурора привлечен Ленинградский областной экологический фонд (далее - областной фонд).
Решением от 03.07.2000 в иске отказано на том основании, что оспариваемым распоряжением права и интересы государства не нарушаются.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2000 решение от 03.07.2000 оставлено без изменения. Апелляционная инстанция в соответствии со статьей 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвела процессуальное правопреемство, заменив Ленкомэкологию правопреемником - Департаментом природных ресурсов по Северо-Западному региону (далее - Департамент).
Прокурор в кассационной жалобе просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм права. По мнению прокурора, распоряжением главы МО "Ломоносовский район" от 30.03.98 N 106-р нарушаются права представительного органа МО "Ломоносовский район", которому статьей 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставлено исключительное право создания внебюджетных фондов. Податель жалобы также считает, что администрация как орган местного самоуправления не вправе была распоряжаться государственными средствами, выделяемыми внебюджетному экологическому фонду.
В судебном заседании представитель прокурора поддержал кассационную жалобу, подтвердив изложенные в ней доводы.
Представитель администрации в судебном заседании просил оставить без изменения решение и постановление суда, считая, что оспариваемое распоряжение не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и интересов государства, муниципального образования "Ломоносовский район", а также иных лиц.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в заседание суда не направили, в связи с чем жалоба рассматривалась в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Оспариваемым распоряжением была утверждена смета расходов внебюджетного экологического фонда Ломоносовского района на 1998 г. Указанный фонд входит в единую систему внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды и созданную в соответствии со статьей 21 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.92 N 442 для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Статья 21 названного закона определяет также цели, на которые должны расходоваться средства экологических фондов.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" (далее - Закон Российской Федерации от 15.04.93 N 4807-1) средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах, открываемых исполнительным органом власти, органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением исполнительным органом власти либо органом управления внебюджетным фондом.
В связи с проведением реформы местного самоуправления, определяющей вопросы, отнесенные к ведению представительных органов местного самоуправления, районное собрание МО "Ломоносовский район" решением от 13.10.99 N 46 утвердило новое положение о внебюджетном экологическом фонде МО "Ломоносовский район", признав утратившим силу ранее действовавшее положение о нем (лист дела 56).
Выяснив при рассмотрении спора позицию лиц, привлеченных к участию в деле, суд установил, что ни областной фонд, ни Департамент, являющийся территориальным органом специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, не считают свои права нарушенными оспариваемым ненормативным актом. Отсутствуют в материалах дела и документы, свидетельствующие о нарушении распоряжением от 30.03.98 N 106-р прав представительного органа местного самоуправления, который мог бы обнаружить такое нарушение при осуществлении возложенного на него статьей 27 Закона Российской Федерации от 15.04.93 N 4807-1 контроля за расходованием органом исполнительной власти средств внебюджетных фондов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит, что суд правомерно отказал прокурору в иске о признании ненормативного акта недействительным и оснований для отмены решения и постановления суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.07.2000 и постановление апелляционной инстанции от 07.12.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1913/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу прокурора Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Е.О. Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2001 г. N А56-1913/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника