Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2005 г. N А42-1325/2005-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 21.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.04.2005 (судья Быкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2005 (судьи Фокина Е.А., Попова Н.М., Шульга Л.А.) по делу А42-1325/2005-29,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ибышев Игорь Вадимович обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску; далее - инспекция) от 26.10.2004 N 153/3 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 150 руб. штрафа и на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 119 783 руб. 80 коп. штрафа, а также о доначислении 598 169 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и начислении 16 030 руб. 93 коп. пеней.
Решением суда от 07.04.2005 заявление предпринимателя удовлетворено. Постановлением апелляционной инстанции от 15.09.2005 решение суда от 07.04.2005 изменено. Предпринимателю Ибышеву И.В. отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции от 26.10.2004 N 153/3 в части привлечения его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявления и принять новое решение об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, решение инспекции от 26.10.2004 N 153/3 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 НК РФ является законным и обоснованным, поскольку налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки не представлены запрашиваемые налоговым органом документы, подтверждающие право на налоговые вычеты, в связи с чем инспекцией правомерно доначислен НДС и начислены соответствующие пени за его несвоевременную уплату.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, предприниматель представил в инспекцию декларацию по НДС за июль 2004 года. В ходе камеральной проверки указанной декларации инспекция направила налогоплательщику требование от 27.08.2004 N 70-26.4-55/129528 о представлении в срок до 11.09.2004 следующих документов: реестра по счетам-фактурам, платежным поручениям, чекам контрольно-кассовых машин, подтверждающих факт оплаты товаров (работ, услуг); первичных документов (копий) по реестру; копий книги учета доходов и расходов, книги покупок, журнала выставленных счетов-фактур, журнала полученных счетов-фактур.
В связи с непредставлением налогоплательщиком указанных документов в установленный срок инспекция направила предпринимателю письмо от 04.10.2004 N 70-26.4/55-148056, в котором сообщила о выявленных налоговых правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, и предложила Ибышеву И.В. представить объяснения или возражения.
Предприниматель 22.10.2004 частично исполнил требование инспекции: представил книгу покупок, реестр документов, подтверждающих вычеты по НДС на сумму 375 787 руб., и не представил затребованные налоговым органом счета-фактуры, платежные поручения, чеки контрольно-кассовой машины, подтверждающие факт оплаты товаров (работ, услуг), предъявленных на возмещение из бюджета по декларации за июль 2004 года на сумму 598 169 руб., а также копии книг учета доходов и расходов, журналов выставленных и полученных счетов-фактур.
По результатам камеральной проверки инспекция установила расхождения между данными налогоплательщика и налогового органа ввиду отсутствия документального подтверждения налоговых вычетов согласно статье 172 НК РФ и приняла решение от 26.10.2004 N 153/3 о привлечении предпринимателя Ибышева И.В. к ответственности в виде взыскания 150 руб. штрафа за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ и 119 783 руб. 80 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Данным решением инспекция доначислила предпринимателю 598 169 руб. НДС и начислила 16 030 руб. 90 коп. пеней.
На основании решения инспекция выставила предпринимателю требования от 20.10.2004 N 153/3 об уплате налоговой санкции и от 26.10.2004 N 153/3 об уплате налога.
Предприниматель не согласился с решением инспекции от 26.10.2004 N 153/3 и обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление предпринимателя, сделал вывод о том, что представленные в ходе рассмотрения судебного дела надлежащие доказательства подтверждают факт отсутствия события налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в результате чего инспекция неправомерно доначислила НДС, начислила соответствующие пени и наложила штраф. Вместе с тем суд первой инстанции также признал недействительным решение налогового органа в части взыскания штрафа в размере 150 руб. по пункту 1 статьи 126 НК РФ, поскольку из текста указанного решения невозможно установить, за непредставление каких именно документов наложен штраф.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, сделал вывод о правомерности привлечения предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, а следовательно, об отсутствии оснований для признания недействительным решения инспекции в этой части.
Кассационная инстанция считает выводы суда апелляционной инстанции правильными и не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Право налоговых органов запрашивать у налогоплательщиков при проведении камеральных проверок необходимые для проверки документы предусмотрено статьями 31 и 88 НК РФ.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьями 87-88 НК РФ.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Кроме того, в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ указано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
В статье 93 НК РФ указано, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель Ибышев И.В. по требованию от 27.08.2004 N 70-26.4-55/129528 не представил в установленный налоговым органом срок запрашиваемые книги учета доходов и расходов, журнал выставленных счетов-фактур и журнал полученных счетов-фактур, в то время как имел реальную возможность исполнить указанное требование инспекции.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о правомерности привлечения Ибышева И.В. к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 150 руб. штрафа является законным и обоснованным.
Довод жалобы инспекции о правомерности доначисления предпринимателю 598 169 руб. НДС, начисления 16 030 руб. 93 коп. пеней, а также привлечения его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, ввиду отсутствия документального подтверждения налоговых вычетов, отклоняется судом кассационной инстанции.
Порядок исчисления и уплаты НДС установлен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную за налоговый период, на сумму налоговых вычетов. Согласно пункту 2 названной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
В ходе рассмотрения дела в суд первой инстанции и одновременно в инспекцию предпринимателем представлены документы, подтверждающие налоговые вычеты по декларации по НДС за июль 2004 года.
По результатам сверки документов инспекцией составлена справка, согласно которой сумма налоговых вычетов по НДС за указанный период подтверждена документально и равняется 598 169 руб. (том 2, лист дела 37).
В ходе судебного разбирательства судебные инстанции, полно и всесторонне исследовав в совокупности представленные обществом документы, сделали правомерный вывод о подтверждении Ибышевым И.В. налоговых вычетов в указанном размере.
В силу пункта 1 статьи 109 НК РФ отсутствие события налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.
С учетом изложенного привлечение предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, доначисление НДС и начисление пеней является неправомерным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции, проверив законность постановления апелляционной инстанции от 15.09.2005, не установил нарушений судом норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2005 по делу N А42-1325/2005-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2005 г. N А42-1325/2005-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника