Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 декабря 2005 г. N А56-16672/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.А., Боглачевой Е.В., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга Резник И.Н. (доверенность от 16.12.2005 N 18126695), от общества с ограниченной ответственностью "Контур" Мещерякова Д.В. (доверенность от 20.02.2005),
рассмотрев 26.12.2005 кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2005 (судьи Згурская М.Л., Лопато И.Б., Масенкова И.В.) по делу N А56-16672/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Контур" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными требований Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция) от 30.11.2004 N 0402004902 и N 0402004903.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2005, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы ссылается на нормы права, предусматривающие обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога и возможность применения к нему мер принудительного взыскания в случае неуплаты налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок. По размеру недоимки и начисленных пеней по НДС налоговым органом в кассационной жалобе пояснения не приводятся.
Законность решения суда первой инстанции от 09.06.2005 и постановления апелляционного суда от 18.10.2005 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция выставила в адрес налогоплательщика требование от 30.11.2004 N 0402004902 об уплате в срок до 05.12.2004 10 923 923 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за товары, производимые в Российской Федерации (по внутренним оборотам), и требование от 30.11.2004 N 0402004903 об уплате в срок до 05.12.2004 713 367 руб. налоговой санкции. При этом в требовании N 0402004902 Инспекция справочно указала на то, что по состоянию на 30.11.2004 за Обществом числится 12 331 473 руб. 59 коп. общей задолженности, в том числе 10 924 864 руб. по налогам и сборам.
Указанные требования направлены Обществу 23.12.2004 и получены им, согласно штемпелю на конверте, 29.12.2004.
Общество не согласилось с требованиями налогового органа и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды, признавая требования от 30.11.2004 NN 0402004902 и 0402004903 недействительными, правомерно посчитали, что они не соответствуют положениям статей 69 - 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку направлены налогоплательщику по истечении установленного срока его исполнения и за пределами установленного статьей 70 НК РФ срока. Кроме того, суды указали, что из спорного требования об уплате налоговой санкции невозможно установить за какое правонарушение, к какой ответственности и на основании каких норм Налогового кодекса Российской Федерации Общество привлечено к налоговой ответственности.
Основания и порядок направления налоговым органом требования об уплате налогов установлены в статьях 69 - 70 НК РФ Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В соответствии с пунктом 4 названной статьи требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. При этом во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней. Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, может четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.
По статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
В данном случае Инспекция 30.11.2004 направила Обществу требование N 0402004902 по состоянию на 30.11.2004 (лист дела 13) об уплате 10 923 923 руб. НДС (установленный срок уплаты в требовании - 21.06.2004) и требование N 0402004903 об уплате 713 367 руб. налоговой санкции в срок до 05.12.2004.
Как следует из материалов дела, оспариваемое требование предъявлено Обществу по НДС по внутренним оборотам и пеням, начисленным в отношении задолженности по этому налогу. При этом в нарушение названных норм Налогового кодекса Российской Федерации в требовании не указаны основания возникновения задолженности по НДС, размер недоимки и период, за который начислены пени, а также отсутствуют сведения о ставке пеней. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что данные обстоятельства не позволяют определить правильность начисления пеней по размеру и по праву, соответствует материалам дела.
Кассационная инстанция, подтверждая законность принятых по делу судебных актов, исходит также из установленного судом первой инстанции факта неподтверждения Инспекцией сумм недоимки по НДС в размере 10 923 923 руб. по сроку уплаты - 21.06.2004. Согласно представленной налогоплательщиком уточненной декларации по НДС за май 2004 года у заявителя не возникло обязанности по уплате в бюджет НДС, напротив, к возмещению из бюджета за май 2004 года Обществом заявлено 1 129 452 руб. НДС.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие размер недоимки по названному налогу за май 2004 года, указанный в оспариваемом требовании.
Налогоплательщик, а также и суд лишены возможности проверить обоснованность действий Инспекции в части начисления к уплате в бюджет указанной суммы налога и пеней, поскольку налоговый орган не представил в порядке части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства законности оспариваемого ненормативного акта.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что спорные требования налогового органа правомерно признаны судебными инстанциями недействительными.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2005 по делу N А56-16672/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Е.В. Боглачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2005 г. N А56-16672/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника