Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2005 г. N А42-14059/04-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Морозовой Н.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Мурманлифт" Меньшиковой А.Ю. (доверенность от 16.12.05 N 2625), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Кузнецова Д.С. (доверенность от 17.05.05 N 01-14-30/51621),
рассмотрев 21.12.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.05.05 (судья Спичак Т.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.05 (судьи Старовойтова О.Р., Зайцева Е.К., Шульга Л.А.) по делу N А42-14059/04-22,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Мурманлифт" (далее - МУП "Мурманлифт", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску; далее - Инспекция): решения от 22.11.04 N 17330 и требования от 29.11.04 N 27167.
Решением суда первой инстанции от 12.05.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.09.05, требования Предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, МУП "Мурманлифт" неправомерно заявило льготу по налогу на добавленную стоимость, поскольку обслуживание лифтового хозяйства не относится к услугам по предоставлению в пользование жилых помещений.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия просил оставить судебные акты без изменения.
Законность решения от 12.05.05 и постановления от 07.09.05 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления МУП "Мурманлифт" налога на добавленную стоимость за период с 01.01.01 по 31.12.03 Инспекция выявила, что Предприятие не исчислило налог на добавленную стоимость с выручки от реализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, оказанных Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мурманска, что повлекло занижение налоговой базы и неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2002-2003 годы. Результаты проверки отражены в акте от 26.10.04 N 1363.
Решением от 22.11.04 N 17330 с учетом представленных Предприятием возражений Инспекция доначислила ему 12 031 472 руб. налога на добавленную стоимость и 3 088 446 руб. пеней, а также привлекла МУП "Мурманлифт" к ответственности в виде взыскания 2 406 294 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В требовании от 29.11.04 N 27167 Инспекция предложила налогоплательщику уплатить суммой доначисленного налога и пеней в срок до 03.12.04.
Предприятие не согласилось с решением и требованием налогового органа и обжаловало их в арбитражный суд.
Арбитражные суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, сослались на то, что оказываемые МУП "Мурманлифт" услуги по обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства являются услугами по предоставлению в пользование жилых помещений и освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция считает такой вывод судов ошибочным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации о налогах" (в редакции от 24.03.01 N 33-ФЗ; далее - Закон N 118-ФЗ) до 1 января 2004 года освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов.
Следовательно, от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается плата, взимаемая собственниками или уполномоченными ими лицами за предоставленные в пользование жилые помещения.
От налогообложения также освобождаются услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов.
Из материалов дела следует, что МУП "Мурманлифт" заключило с Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мурманска, выступающим от имени населения города Мурманска, договоры от 01.11.2000 N 1 и от 28.05.02 N 1 на техническое обслуживание и ремонт лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи. Оплата оказанных Предприятием услуг осуществлялась Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мурманска через МУП "Мурманский расчетный информационный вычислительный центр", в том числе и за счет средств, получаемых от населения в виде квартирной платы.
Предприятие, являющееся подрядчиком по договорам на содержание и обслуживание лифтового хозяйства, услуги по предоставлению населению в пользование жилых помещений не оказывает и платы с граждан за предоставленные жилые помещения не получает.
Следовательно, услуги по техническому обслуживанию и ремонту лифтов относятся к облагаемым налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ коммунальным услугам, оплата которых осуществляется населением помимо платы за жилое помещение.
Таким образом, МУП "Мурманлифт" во исполнение обязательств по договорам получало денежные средства в качестве платы за выполненные работы и оказанные услуги.
То обстоятельство, что эти средства формировались частично за счет квартирной платы, полученной от населения, не влияет ни на правовую природу заключенных договоров, ни на налоговые отношения.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что оказываемые МУП "Мурманлифт" услуги по техническому обслуживанию и ремонту лифтов относятся к услугам по предоставлению в пользование жилых помещений и освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, противоречат статье 27 Закона N 118-ФЗ.
Так как при разрешении спора судами неправильно применены нормы права, кассационная коллегия считает, что решение от 12.05.05 и постановление от 07.09.05 подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.05.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.05 по делу N А42-14059/04-22 отменить.
Муниципальному унитарному предприятию "Мурманлифт" в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Мурманлифт" в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2005 г. N А42-14059/04-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника