Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 декабря 2005 г. N А26-1346/2005-218
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Зубаревой Н.А., при участии от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Карельского отделения N 8628 Сбербанка России Мошаниной И.В. (доверенность от 11.01.2005 N 01-1/999-2158) и Новиковой Н.С. (доверенность от 28.11.2005 N 01-1/999-3031), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия Коржовой Д.В. (доверенность от 22.04.2005 N 10-10/4735),
рассмотрев 13.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2005 (судья Переплеснин О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2005 (судьи Зайцева Е.К., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А26-1346/2005-218,
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Карельского отделения N 8628 Сбербанка России (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - инспекция) - невозвращения излишне уплаченного налога на прибыль и неначисления процентов за нарушение срока возврата налога, - а также об обязании налогового органа возвратить банку 7 руб. излишне уплаченного налога на прибыль и 9 746 руб. 78 коп. процентов за нарушение срока его возврата.
Решением суда от 11.04.2005 требования банка удовлетворены частично. Бездействие налогового органа признано незаконным и на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов банка путем принятия решения о возврате 7 руб. и начисления процентов за период с 25.02.2005 по 04.04.2005 в сумме 8 287 руб. 37 коп.
Постановлением апелляционного суда от 09.09.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Налоговый орган считает, что им предприняты необходимые действия для возврата налогоплательщику излишне уплаченного налога на прибыль.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители банка просили отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, банк направил в инспекцию письмо от 29.10.2004 N 06-07-11/272/22207 с просьбой возвратить 1 024 416 руб. 32 коп. излишне уплаченного налога на прибыль за 9 месяцев 2004 года.
В письме от 29.12.2004 N 08-18/13080 инспекция подтвердила наличие у налогоплательщика переплаты налога на прибыль и сообщила, что возврат излишне уплаченных сумм будет осуществлен после представления банком заявления о возврате, оформленного надлежащим образом, с указанием всех обязательных реквизитов.
Банк направил налоговому органу заверенную копию доверенности заместителя управляющего банком, подтверждающую его полномочия на подписание заявления о возврате излишне уплаченного налога (письмо от 20.01.2005 N 06-07-13/10/793). Кроме того, в названном письме заявитель сообщил инспекции, что в письме от 29.10.2004 N 06-07-11/272/22207 указаны все реквизиты, необходимые для возврата налога.
Излишне уплаченный налог возвращался банку в период с 15.03.2005 по 05.04.2005. По состоянию на 04.04.2005 задолженность налогового органа по возврату излишне уплаченного налога на прибыль составила 7 руб.
Руководствуясь пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), банк сделал вывод о том, что излишне уплаченный налог подлежал возврату с 21.02.2005 - по истечении одного месяца со дня подачи заявления о возврате, оформленного надлежащим образом. Поскольку инспекция не осуществила возврат налога в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, банк обжаловал бездействие налогового органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что нарушение срока возврата банку излишне уплаченного налога произошло по вине налогового органа, так как в первоначально направленных в Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия (далее - УФК по РК) заключениях о возврате налога инспекция не заполнила графу "расчетный счет". По этой причине заключения были возвращены налоговому органу без исполнения. Возврат банку сумм налога производился на основании заключений, повторно направленных налоговым органом в УФК по РК. В связи с этим суд признал правомерным требование банка о начислении процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога, указав, что проценты должны начисляться с 25.02.2005.
Апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции обоснованными.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ указано, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу пункта 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата с учетом процентной ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Следовательно, обязанность по возврату суммы излишне уплаченного налога возложена на налоговые органы, при этом денежные средства должны быть перечислены налогоплательщику в течение месяца со дня подачи заявления.
Представленные в дело документы свидетельствуют о нарушении налоговым органом установленного пунктом 9 статьи 78 НК РФ срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль.
Кассационная инстанция отклоняет довод инспекции о неправомерности требования УФК по РК указывать в графе "расчетный счет" заключений о возврате излишне уплаченного налога номер корреспондентского счета банка в случаях, когда получателем денежных средств является банк.
В соответствии с пунктом 1.2 части второй Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П, утвержденного Центральным банком Российской Федерации, для проведения расчетных операций каждая кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации и имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка России.
Таким образом, банки и другие кредитных организации осуществляют расчетные операции через корреспондентские счета.
В заявлении о возврате излишне уплаченного налога банк указал номер своего корреспондентского счета.
Возврат излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога в порядке статьи 78 НК РФ носит восстановительный характер, и начисление процентов на эти суммы связано с нарушением срока их возврата.
В данном случае банк обратился в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, указав все реквизиты, необходимые для перечисления денежных средств. Инспекция не возвратила налог в срок, установленный пунктом 9 статьи 78 НК РФ.
Начисление процентов за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога является формой компенсации убытков, причиненных налогоплательщику налоговым органом при нарушении срока возврата излишне уплаченной суммы налога.
Поскольку обязанность по возврату суммы излишне уплаченного налога возложена на налоговые органы, суды обоснованно признали бездействие инспекции - невозвращение излишне уплаченного налога на прибыль и неначисление процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога - незаконным и правомерно обязали налоговый орган возвратить банку сумму излишне уплаченного налога и начислить проценты на сумму несвоевременно возвращенного налога.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для отмены принятых по делу судебных актов нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2005 по делу N А26-1346/2005-218 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 9 ст.78 НК РФ предусмотрено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении этого срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока с учетом процентной ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Банк считает, что налоговый орган необоснованно не начисляет проценты за нарушение срока возврата налога.
Налоговый орган полагает, что проценты начислять не обязан, т.к. им были предприняты необходимые меры по возврату налога.
Суд признал бездействие налогового органа неправомерным.
В соответствии с подп.5 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. Согласно п.п.7 и 8 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Суд установил, что банк направил налоговому органу письмо от 29.10.2004 г. с просьбой возвратить излишне уплаченный налог на прибыль. В письме от 29.12.2004 налоговый орган подтвердил наличие у банка переплаты налога и сообщил, что возврат излишне уплаченных сумм будет осуществлен после представления банком заявления о возврате, оформленного надлежащим образом. 20.01.2005 г. банк направил налоговому органу заверенную копию доверенности управляющего банком, подтверждающую его полномочия на подписание заявления о возврате налога. Излишне уплаченный налог возвращался банку с 15.03.2005 г. по 05.04.2005 г.
Суд пришел к выводу, что излишне уплаченный налог подлежал возврату с 21.02.2005 г., т.е. по истечении одного месяца со дня подачи надлежащим образом оформленного заявления. Нарушение срока возврата банку излишне уплаченного налога, по мнению суда, произошло по вине налогового органа, т.к. в первоначально направленных в казначейство заключениях о возврате налога инспекция не заполнила графу "расчетный счет". В связи с этим заключения были возвращены налоговому органу без исполнения. Возврат же банку сумм налога производился на основании заключений, повторно направленных налоговым органом в казначейство.
Учитывая вышеизложенное, суд признал правомерным требование банка о начислении процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога.
Поэтому суд поддержал позицию банка, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2005 г. N А26-1346/2005-218
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника