Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 декабря 2005 г. N А13-3012/2005-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Боглачевой Е.В.,
рассмотрев 26.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области на решение от 22.07.2005 (судья Ралько О.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2005 (судьи Богатырева В.А., Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3012/2005-26,
установил:
Вожегодское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании частично недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 25.03.2005 N 4 и требований от 25.03.2005 N 10 и 11 об уплате 153 814 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и соответствующих пеней и 34 418 руб. 13 коп. налоговых санкций.
Решением суда первой инстанции от 22.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2005, заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Налоговая инспекция считает, что Общество неправомерно предъявило к вычету 153 814 руб. НДС на основании счетов-фактур, оформленных с нарушением пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за периоде 01.10.2001 по 31.12.2003. По результатам проверки составлен акт от 25.02.2005 и с учетом возражений Общества 25.03.2005 принято решение N 4 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде 35 649 руб. 25 коп. штрафа за неполную уплату НДС. Решением также предложено уплатить 167 513 руб. НДС и соответствующие пени. На основании указанного решения налогоплательщику направлены требования от 25.03.2005 N 10 и 11 об уплате налога и налоговой санкции.
Общество не согласилось с указанными актами налоговой инспекции в части предложения уплатить 153 814 руб. налога и соответствующие пени и 34 418 руб. 13 коп. налоговых санкций и обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции налоговая инспекция признала требования Общества в части начисления 4 536 руб. 80 коп. штрафа за неполную уплату НДС. Судом в соответствии с пунктом 5 статьи 49 АПК РФ принято признание иска в этой части и требования Общества удовлетворены полностью.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, отказ в применении Обществом 153 814 руб. налоговых вычетов по НДС за 2002 год мотивирован тем, что представленные им счета-фактуры оформлены с нарушением требований статьи 169 НК РФ, а именно: в ряде счетов-фактур отсутствуют адреса грузоотправителя, идентификационный номер покупателя и расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили правомерность применения Обществом спорной суммы налоговых вычетов.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями вычета НДС по товарам являются: фактическая оплата приобретенного товара, принятие его на учет и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы НДС.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ указаны обязательные для счета-фактуры реквизиты - наименование и адрес грузоотправителя и наименование и адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, а пунктом 6 этой статьи предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иным лицом, уполномоченным на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.
При этом следует иметь в виду, что положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение НДС после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги).
В данном случае Общество представило в Инспекцию с возражениями на акт счета-фактуры, оформленные с соблюдением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ, указав в них свой идентификационный номер.
Кроме того, как указано в пункте 29 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 НК РФ.
Довод инспекции о том, что в счетах-фактурах отсутствуют адреса грузоотправителя, также противоречит материалам дела.
Довод налоговой инспекции об отсутствии расшифровок подписей на счетах-фактурах противоречит требованиям пункта 6 статьи 169 НК РФ, согласно которому такая процедура не требуется. Данный довод налогового органа не соответствует и требованиям к оформлению первичных учетных документов, установленным статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Требование налоговой инспекции о наличии в первичном учетном документе, каковым является счет-фактура, расшифровки подписей лиц, подписавших данный документ, не основано ни на нормах законодательства о налогах и сборах, ни на нормах законодательства о бухгалтерском учете.
Судами на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что товар, приобретенный заявителем, оплачен и оприходован, право на применение налоговых вычетов по указанным счетам-фактурам подтверждено.
Таким образом, вывод суда о том, что представленные в судебном заседании первичные документы, достоверность которых налоговый орган не опровергает, в соответствии со статьей 172 НК РФ являются основанием для применения налогоплательщиком налоговых вычетов, правомерен, а решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3012/2005-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Е.В. Боглачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2005 г. N А13-3012/2005-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника