Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 декабря 2005 г. N А52-3880/2005/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Морозовой Н.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 14.12.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Гдов" на решение Арбитражного суда Псковской области от 06.09.05 по делу N А52-3880/2005/2 (судья Героева Н.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат Гдов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 14.05.05 N 16-02/1085дсп.
Решением суда от 06.09.05 Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 06.09.05, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статей 88, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку законом на налогоплательщика не возложена обязанность документально подтверждать в рамках камеральной проверки факт наличия документов, служащих основанием для предъявления налога к вычету.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалооа рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в связи с проведением камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2005 года Инспекция в требовании от 22.02.04 N 16/2639 запросила у Общества документы, подтверждающие заявленные к вычету суммы НДС (счета фактуры и платежные документы).
В письме от 28.02.05 Общество уведомило налоговый орган о том, что предусмотренные статьей 165 НК РФ документы представлены им вместе с налоговой декларацией, а также указало, что в соответствии с положением подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ оно вправе не выполнять незаконное требование налогового органа о представлении документов, не названных в статье 165 НК РФ.
Решением от 14.05.05 N 16-02/1085дсп Инспекция признала обоснованным применение Обществом налоговой ставки 0% при реализации товара на экспорт и отказала в возмещении 34 580 руб. НДС, ссылаясь на непредставление документов, служащих основанием для применения налоговых вычетов.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, признал документально не подтвержденным факт наличия у налогоплательщика документов, которые являются основанием для предъявления налога к вычету.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 88 НК РФ налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Задачей камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления и отражения налогоплательщиком в декларации налоговой базы и суммы налога на основе документов, представленных им в подтверждение тех или иных данных декларации.
Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Требование налогового органа о представлении документов направляется при проведении как камеральных, так и выездных налоговых проверок, поскольку положениями статьи 93 НК РФ не установлены какие-либо исключения из этого правила.
Следовательно, предусмотренное частью 4 статьи 88 и статьей 93 НК РФ право должностного лица налогового органа истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в рамках осуществления камеральной проверки обусловлено необходимостью подтверждения данных налоговой декларации, правомерности отражения соответствующих расходов, применения вычетов, льгот в целях уменьшения налоговой базы.
Исходя из приведенных норм, кассационная инстанция считает, что направление налогоплательщику требования о представлении документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки, соответствует положениям статей 88 и 93 НК РФ и не нарушает права и законные интересы Общества. Доказательств обратного налогоплательщик в материалы дела не представил.
Непредставление запрошенных документов лишает налоговый орган возможности проверить правомерность заявленных налоговых вычетов и признать за налогоплательщиком право на возмещение налога.
При таких обстоятельствах решение суда от 06.09.05 является законным и обоснованным, а жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06.09.05 по делу N А52-3880/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Гдов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.
Налоговый орган считает, что правомерно отказал обществу в возмещении НДС по экспортной сделке, т.к. им не выполнено требование о представлении документов, служащих основанием для применения налоговых вычетов.
Общество считает, что налоговый орган не вправе запрашивать счета - фактуры и платежные документы в ходе камеральной проверки.
Исследовав материалы дела, суд указал, что отказ в возмещении налога является обоснованным, т.к. непредставление запрошенных документов лишило налоговый орган возможности проверить правомерность заявленных налоговых вычетов.
В соответствии со ст.88 НК РФ налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Задачей камеральной проверки является проверка правильности исчисления и отражения налогоплательщиком в декларации налоговой базы и сумм налога на основе документов, представленных им в подтверждение данных декларации.
Суд отметил, что требование налоговых органов о представлении документов направляется при проведении как камеральных, так и выездных налоговых проверок, т.к. положениями ст.93 НК РФ не установлены какие-либо исключения из этого правила.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что предусмотренное ст.ст.88, 93 НК РФ право должностного лица налогового органа истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в рамках осуществления камеральной проверки обусловлено необходимостью подтверждения данных налоговой декларации, правомерности отражения соответствующих расходов, применения вычетов, льгот в целях уменьшения налоговой базы.
Поэтому суд указал, что направление обществу требования о представлении необходимых для проведения камеральной проверки документов соответствует положениям НК РФ и не нарушает права налогоплательщик.
Поэтому суд поддержал позицию налогового органа, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2005 г. N А52-3880/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника