Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 25 ноября 2022 г. по делу N 33а-1040/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В, судей: Килярова М.Х. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Ивановой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 5 марта 2022 г, которым подполковнику юстиции запаса Иванову Дмитрию Анатольевичу отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с исключением его из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа подполковника юстиции Арефьева М.С, полагавшего необходимым решение суда в части, касающейся распределения судебных расходов, отменить, а в остальной части оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Иванов Д.А. с 29 ноября 2019 г. по 6 декабря 2021 г. проходил военную службу в войсковой части N, дислоцированной на территории "адрес".
Приказом командира войсковой части N от 18 мая 2021 г. N241-ЛС Иванов Д.А. уволен с военной службы по истечении срока контракта, а приказом командира войсковой части N от 15 октября 2021 г. N 252-ЛС он с 6 декабря того же года исключен из списков личного состава этой воинской части.
ИвановД.А, оспорив в суде приказ от 15 октября 2021 г. N 252-ЛС, просил признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные:
-с неполным расчетом на день исключения из списков личного состава воинской части денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением;
-с отказом в продлении основного отпуска за 2021 год сроком на 10 суток и дополнительного отпуска ветерана боевых действий за тот же год сроком на 8 суток в связи с нахождением во время указанных отпусков на амбулаторном лечении;
-сотказом в предоставлении отпуска по личным обстоятельствам сроком на 12 суток и оказании единовременной материальной помощи в связи с болезнью отца супруги;
-с непредоставлением дополнительного отпуска за 2021 год в количестве 3суток за ненормированный служебный день, предусмотренный приказом ФСБ России от 6 августа 2021 г. N N, и неознакомлением его с этим ведомственным правовым актом.
При этом административный истец просил обязать названное воинское должностное лицо отменить приказ от 15 октября 2021 г. N 252-ЛС, восстановить его в списках личного состава войсковой части N, обеспечить всеми видами довольствия, предоставить положенные отпуска и выплатить материальную помощь, установленную приказом ФСБ России от 19 августа 2020 г. N N, после чего исключить из указанных списков.
Решением гарнизонного военного от 5 марта 2022 г. и дополнительным решением того же суда от 12 сентября 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ИвановД.А. просит решение суда от 5 марта 2022 г. отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции автор жалобы указывает, что в нарушение требований пункта 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) с ним до исключения из списков личного состава воинской части командованием не был произведен окончательный расчет по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению. Кроме того, ему не предоставлены положенные отпуска. Так, находясь в основном и дополнительном отпусках в ноябре и декабре 2021 года, он обратился к командиру войсковой части N с рапортами, в которых просил продлить эти отпуска на количество дней нахождения его на амбулаторном лечении. Считает, что, поскольку в удовлетворении указанных рапортов административным ответчиком необоснованно отказано, нарушено его право на отдых. По мнению Иванова Д.А, командование неправомерно отказало в удовлетворении его рапорта от 3 декабря 2021 г, в котором в связи с тяжелым состоянием здоровья отца супруги он просил предоставить отпуск по личным обстоятельствам и выплатить ему по той же причине материальную помощь. Также ему не был предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, предусмотренный приказом ФСБ России от 6 августа 2021 г. N N.
В заключение жалобы административный истец обращает внимание на необоснованное отнесение гарнизонным военным судом на его счет судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины, в размере 300 руб.
Полагает, что в силу пункта 3 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ, являясь ветераном боевых действий, он подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, такая просьба содержится в его административном исковом заявлении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 16 ст. 34 Положения предусмотрено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
В соответствии с представленными административным ответчиком светокопиями расчетных листков, расчетно-платежных ведомостей и расходных кассовых ордеров за период с декабря 2019 года по сентябрь 2021 года Иванов Д.А. в полном объеме обеспечен денежным довольствием (т.1, л.д. 66-129).
Из светокопий аналогичных финансово-отчетных документов (т.1, л.д. 62-65, 130-132) видно, что с Ивановым Д.А. за период с 1 октября 2021 г. по день исключения его из списков личного состава воинской части (6 декабря 2021 г.) в кассе воинской части 21 октября 2021 г. произведен окончательный расчет по денежному довольствию.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время" Иванов Д.А. по 6 декабря
2021 г. на продовольственном складе получил положенные продукты питания в виде продовольственного пайка объемом 370 сутодач, что подтверждается его подписью в ведомости от 20 октября 2021 г. N77, справками начальника продовольственной службы отдела МТО войсковой части N от 4 марта 2022 г. N9 и N10 (т.1, л.д. 233 - 243).
При этом, как видно из материалов дела, отсутствующие в воинской части продукты были заменены на другие по установленным нормам, что соответствует положениям вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации и приказа ФСБ России от 14 февраля 2011 г. N 55.
Что касается расчета с Ивановым Д.А. по вещевому обеспечению, то таковой с ним произведен в виде выплаты денежной компенсации вместо отдельных положенных предметов вещевого имущества, что подтверждается расчетно-платежными поручениями от 21 октября 2021 г. N ДД-309 и NДД-310 (т. 1, л.д. 62, 63).
Исходя из вышеизложенного, является обоснованным вывод гарнизонного военного суда о том, что окончательный расчет с административным истцом по положенным видам довольствия на день исключения его из списков личного состава воинской части произведен в полном объеме.
Согласно пункту 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части; военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, установленных в этом пункте указанной статьи закона, а также Положением.
К числу таких случаев упомянутым Федеральным законом отнесено, в частности, нахождение военнослужащего на стационарном лечении, что направлено на защиту интересов лиц, проходящих военную службу и находящихся на стационарном лечении, предоставляя им гарантии сохранения статуса военнослужащего в указанный период.
Как следует из пункта 4 ст. 3 Положения, военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных указанным выше Федеральным законом и Положением.
При этом пунктом 18 ст. 29 Положения определено, что военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни.
Данная норма, устанавливая правила продления отпусков таким военнослужащим, обеспечивает им возможность полноценной реализации права на отдых и гарантирует достижение целей предоставления основного и дополнительного отпуска, обусловленных необходимостью последующего надлежащего исполнения обязанностей военной службы.
Следовательно, приведенные правовые нормы регламентируют вопросы, связанные с порядком определения срока военной службы и времени его истечения, допускают оставление военнослужащего в списках личного состава воинской части после истечения срока его военной службы при прохождении им стационарного лечения и нахождения его в отпусках при условии последующего возвращения на службу, то есть предоставляют этому лицу гарантии сохранения статуса военнослужащего лишь в указанные периоды.
Как видно из приказа командира войсковой части N от 15 октября 2021 г. N252-ЛС, Иванову Д.А. за 2021 год предоставлены отпуска: основной с 21 октября по
21 ноября 2021 г. и дополнительный как ветерану боевых действий с 22 ноября по 6 декабря 2021 г. с последующим исключением из списков личного состава воинской части.
25 ноября 2021 г. Иванов Д.А. обратился на имя командира войсковой части N с рапортом о продлении упомянутых отпусков в связи с заболеванием, представив листки освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, согласно которым он с 3 по 12 ноября 2021 г. и с 30 ноября по 8 декабря 2021 г. находился на амбулаторном лечении.
Письменными сообщениями командования войсковой части N от 23 и 28 декабря 2021 г. Иванову Д.А. отказано в продлении перечисленных отпусков ввиду отсутствия на то законных оснований.
Данный отказ командования судом первой инстанции правильно признан правомерным.
Ввиду того, что требования пункта 18 ст. 29 Положения распространяются только на военнослужащих, которые после отпуска продолжают военную службу, а не подлежат исключению из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, один лишь факт нахождения административного истца на лечении не давал ему права на продление оставшейся части основного и дополнительного отпусков за 2021 год.
К тому же, как указано выше, право на продление отпуска не распространяется на лиц, находящихся на амбулаторном лечении.
Пунктом 10 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пунктом 11 ст. 31 Положения военнослужащему предоставляется отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток, в том числе в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился военнослужащий и в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, - по решению командира воинской части.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что предоставление военнослужащему отпуска по личным обстоятельствам может иметь место при наличии исключительных обстоятельств, вследствие которых необходимо освобождение военнослужащего от исполнения служебных обязанностей для его присутствия в семье.
Иванов Д.А, находясь в основном и дополнительных отпусках, 3 декабря 2021 г. обратился к командиру войсковой части N посредством электронной почты с рапортом о предоставлении ему отпуска по личным обстоятельствам в связи с тяжелым состоянием здоровья отца его супруги, однако, каких-либо подтверждающих медицинских документов не представил.
6 декабря 2021 г. (в день исключения из списков личного состава воинской части) Иванов Д.А. повторно обратился к командиру войсковой части N посредством электронной почты с рапортом о предоставлении ему отпуска по личным обстоятельствам и оказании ему материальной помощи в связи с тяжелым состоянием здоровья отца его супруги.
Сообщением командира войсковой части N от 23 декабря 2021 г. Иванову Д.А. отказано в предоставлении по личным обстоятельствам и оказании ему единовременной материальной помощи, установленной приказом ФСБ России от 19 августа 2020 г. N N.
Поскольку при подаче рапорта о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам Иванов Д.А. в связи с увольнением с военной службы находился в
основном и дополнительных отпусках с последующим исключением из списков личного состава воинской части гарнизонный военный суд правильно посчитал, что отказ командира войсковой части N в предоставлении ему отпуска по личным обстоятельствам какие-либо его права не нарушает. В данном случае, как верно указал суд, административный истец объективно имел возможность присутствовать в семье в связи с болезнью отца своей супруги.
Приказом ФСБ России от 19 августа 2020 г. N N утверждены Порядок, случаи и размеры оказания единовременной материальной помощи военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 данного Порядка, материальная помощь оказывается на основании мотивированного рапорта военнослужащего, к которому прилагаются документы, подтверждающие необходимость оказания материальной помощи. Рапорт подается не позднее двух месяцев со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 3 названного Порядка. Решение об оказании материальной помощи и ее размере принимается ближайшим прямым начальником военнослужащего, имеющим право издания приказов по личному составу, с учетом наличия лимита бюджетных обязательств на эти цели в текущем финансовом году и оформляется приказом по личному составу.
Материальная помощь военнослужащему оказывается в случаях:
а) смерти (гибели) отца, матери, члена семьи при представлении копий свидетельства о смерти, свидетельства о заключении брака или документов, подтверждающих родство с умершим, - в размере одного оклада месячного содержания (далее - оклад денежного содержания);
б) утраты или повреждения личного имущества в результате стихийного бедствия или пожара, кражи и при других чрезвычайных обстоятельствах при предоставлении справок из органов местного самоуправления, внутренних дел, государственной противопожарной службы и других уполномоченных органов, а также документов, подтверждающих расходы, - в размере фактических расходов на восстановление имущества (стоимости имущества), но не более одного оклада денежного содержания;
в) тяжелого материального положения военнослужащего (его семьи) при предоставлении документов, подтверждающих конкретные обстоятельства, - в размере до 50 процентов оклада денежного содержания;
г) в иных случаях по решению Директора ФСБ России на основании мотивированного ходатайства руководителя, начальника органа безопасности, согласованного с финансово-экономическим управлением Службы обеспечения деятельности ФСБ России, - в размере, определенном Директором ФСБ России.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что предоставление военнослужащему материальной помощи возможно только в определенных приказом ФСБ России от 19 августа 2020 г. N N случаях.
Как видно из рапорта от 5 декабря 2021 г. (направлен по электронной почте 6 декабря 2021 г.), Иванов Д.А. просит оказать ему материальную помощь в размере 50 процентов оклада денежного содержания в связи с тяжелым состоянием здоровья отца супруги, прилагая в подтверждение соответствующие медицинские документы.
Между тем данное обстоятельство не относится к основаниям для оказания оспариваемой материальной помощи, приведенным в пункте 3 указанного Порядка.
Поэтому отказ командования в оказании административному истцу материальной помощи суд первой инстанции обоснованно расценил как не нарушающий его законных прав и интересов.
В силу пункта 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.
Приказом ФСБ России от 6 августа 2021 г. N N утверждены Порядок и условия предоставления военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1 и 2 Порядка ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, для которых установлен ненормированный служебный день.
Военнослужащим предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 3 суток при условии прохождения военной службы не менее 30 суток в течение календарного года на воинской должности, при замещении которой устанавливается ненормированный служебный день.
При этом в силу пункта 6 Порядка дополнительный отпуск предоставляется военнослужащим ежегодно по рапорту в соответствии с планом отпусков на основании приказа должностного лица органа безопасности, имеющего право издания приказов по личному составу.
Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно Приложению N 2 к Положению учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учёт привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведётся командиром подразделения в журнале. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.
Из исследованной в судебном заседании гарнизонного военного суда копии Журнала учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха сотрудникам группы правового обеспечения установлено, что административный истец в 2021 году не привлекался к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни.
Поэтому право Иванова Д.А. на отдых в виде дополнительных суток отдыха за 2021 год не нарушено. К тому же во время прохождения военной службы в войсковой части N он к командованию с таким рапортом не обращался.
На правильность этого вывода суда не влияет ссылка административного истца на то, что командование не довело ему приказ ФСБ России от 6 августа 2021 г. N N.
Принимая во внимание вышеизложенное и то обстоятельство, что на дату исключения из списков личного состава воинской части с ИвановымД.А. был произведен окончательный расчет по всем видам довольствия, а также ему
предоставлены положенные отпуска, гарнизонный военный суд обоснованно, признав законными действия командования, связанные с исключением его из указанных списков, правильно полностью отказал административному истцу в удовлетворении заявленных им требований
Что касается вопроса правильности распределения судом судебных расходов по делу, на что обращено внимание в апелляционной жалобе, то судебная коллегия исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, при подаче административного искового заявления и апелляционной жалобы на обжалуемое решение гарнизонного военного суда от 5 марта 2022 г. Иванов Д.А, ссылаясь на то, что он является ветераном боевых действий, просил освободить его от уплаты государственной пошлины (т.1, л.д. 7 и т.2, л.д. 31).
Эти ходатайства административного истца судом не разрешены.
Так, суд первой инстанции со ссылкой на часть 1 ст. 103 и часть 1 ст. 111 КАС РФ в решении от 5 марта 2022 г. указал, что судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб. следует отнести на счет Иванова Д.А.
Однако эти расходы по делу Иванов Д.А. не понес, так как государственную пошлину в указанном размере не уплачивал.
Согласно пункту 3 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются ветераны боевых действий, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах.
Поскольку требования ИвановаД.А. не связаны с защитой прав, установленных законодательством о ветеранах, то, вопреки утверждению в жалобе, оснований для освобождения административного истца от уплаты государственной пошлины как ветерана боевых действий не имелось.
Исходя из этого, административному истцу при подаче административного искового заявления и апелляционной жалобы на решение гарнизонного военного суда от 5 марта 2022 г. надлежало уплатить государственную пошлину в установленных НК РФ размерах.
При подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина физическим лицом уплачивается в размере 300 руб. (абзац второй подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
При этом подпунктом 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ установлено, что при подаче апелляционной жалобы по делам, рассматриваемым, в частности, судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть в размере 150 руб.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", следует, что в силу части 3 ст. 111 КАС РФ в случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных указанной статьей.
Исходя из приведенных правовых норм, поскольку гарнизонным военным судом неправильно разрешен вопрос по распределению судебных расходов, суд апелляционной инстанции считает необходимым обжалуемое судебное постановление в указанной части отменить и принять в этой части новое решение.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 5 марта 2022 г. по административному исковому заявлению Иванова Дмитрия Анатольевича в части, касающейся распределения судебных расходов, отменить.
Принять в указанной части новое решение.
Взыскать с Иванова Дмитрия Анатольевича в доход муниципального бюджета городКраснодар судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, предусмотренной при подаче административного искового заявления, и в доход муниципального образования город Ростов-на-Дону 150 (сто пятьдесят) рублей в счет государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы.
В остальной части решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 5 марта 2022 г. и дополнительное решение того же суда от 12 сентября 2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.