Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 25 ноября 2022 г. по делу N 33а-222/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Зари А.И. и Шуайпова М.Г.
при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца (с дополнениями) на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 28 октября 2021года, которым отказано в удовлетворении заявленных подполковником Давидяном Романом Размиковичем требований о признании незаконными действий начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), связанных со снятием административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Зари А.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы (с дополнениями), судебная коллегия
установила:
Давидян Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника управления жилищного обеспечения от 2 июня 2020 года N 15, которым он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства. При этом он просил суд обязать отменить это решение и восстановить его в списках нуждающихся в жилых помещениях с 18 октября 2011 года, а также внести изменения в решение органа жилищного обеспечения от 31 мая 2012 года N 1621, которым он ранее был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, признав его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства не в г. Ростове-на-Дону, а в г. Москве.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование утверждается, что гарнизонный военный суд неправильно отказал в удовлетворении его требований, поскольку оспоренное решение жилищного органа, по его мнению, противоречит положениям приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений".
Автор жалобы обращает внимание на то, что в его жилищном деле с 2018 года имеются сведения о переводе его для дальнейшего прохождения военной службы в г. "адрес". В связи с этим административный истец полагает, что предусмотренный в пункте 18 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768, тридцатидневный срок для принятия уполномоченным органом (учреждением) решения о снятии его с учета истек, поскольку оспариваемое решение принято органом жилищного обеспечения в 2020 году.
Также в жалобе Давидян Р.Р. указывает, что в 2012 и 2013 году, а также в 2016 и 2017 году административным ответчиком в адрес войсковой части N направлялись уведомления о предоставлении ему жилья в г. Ростове-на-Дону. Вместе с тем его жилищное дело данных сведений не содержит. В 2012, 2013 и 2015 годах при переводе в воинскую часть он ставил в известность региональное отделение управления жилищного обеспечения о необходимости предоставления ему служебного жилья либо получения денежных средств для поднайма (найма) жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно абзацам первому и третьему п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, то есть до внесения изменений Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы, в частности, в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Содержание данной правовой нормы указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, реализуют право на обеспечение жилым помещением в период службы только по месту ее прохождения, а при увольнении с военной службы по одному из льготных оснований они вправе поставить вопрос об обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений в избранном месте жительства, в частности, в год увольнения с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями.
Приведенная норма Правил в указанной части не противоречит статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", положения которой во взаимосвязи указывают на то, что у военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и имеющих общую продолжительность военной службы более 10 лет, право находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства возникает при увольнении их с военной службы, в частности, в связи с организационно - штатными мероприятиями.
На основании пункта 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из пункта 1 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" усматривается, что предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для военнослужащего, имеющего воинское звание ниже полковника, - 50 лет.
По делу установлено, что подполковник Давидян Р.Р, "данные изъяты" года рождения, 30 сентября 1994 года заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения в Омском высшем общевойсковом командном училище имени М.В. Фрунзе и 5 лет военной службы после его окончания, первое офицерское звание ему присвоено 21 июня 1997 года. Данные обстоятельства подтверждаются послужным списком административного истца.
Из копии контракта о прохождении военной службы усматривается, что административный истец заключил новый контракт с Министерством обороны Российской Федерации в лице командира N отдельной разведывательной бригады (горной) о прохождении военной службы на 5 лет с 20 мая 2009 года по 19 мая 2014 года.
Согласно приказу командира N отдельной разведывательной бригады (горной) от 6 июня 2011 года N 16 Давидян Р.Р. зачислен в распоряжение командира указанной воинской части в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании указания Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 7 сентября 2010 года.
Из справки врио начальника отделения кадров войсковой части N от 1 сентября 2011 года N 1289/ОК следует, что в отношении административного истца в тот период решался вопрос об увольнении его с военной службы в запас на основании подпункта "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Ввиду предстоящего досрочного увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями 18 октября 2011 года Давидян Р.Р. обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства в г. Ростове-на-Дону.
Решением начальника управления жилищного обеспечения от 31 мая 2012 года N 1621 административный истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном им месте жительства в г. Ростове-на-Дону с 18 октября 2011 года.
В последующем Давидян Р.Р. не был уволен с военной службы по указанному основанию, а в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 836 был назначен на новую воинскую должность в войсковую часть N.
С 22 мая 2018 года административный истец проходит военную службу в войсковой части N, при этом срок контракта о прохождении им военной службы истекает в мае 2023 года.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что Давидян Р.Р, продолжив прохождение военной службы по контракту, утратил правовые основания, предусмотренные вышеназванными нормоположениями, для обеспечения его жилым помещением в избранном месте жительства в период прохождения им военной службы.
Кроме того, на момент принятия оспоренного решения от 2 июня 2020 года Давидян Р.Р. к увольнению с военной службы не представлялся и не планировался, а предельного возраста пребывания на военной службе он достигает только в 2025 году.
Следовательно, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения жилищного органа от 2 июня 2020 года N 15 о снятии Давидяна Р.Р. с жилищного учета в избранном месте жительства, поскольку в период прохождения военной службы он, как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, исходя из требований законодательства, действовавшего в период спорных правоотношений, не мог претендовать на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
Мнение административного истца о противоречии оспариваемого решения приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений" основано на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Что же касается довода жалобы об отсутствии оснований для принятия оспоренного решения в связи с тем, что истек тридцатидневный срок для его принятия, установленный пунктом 18 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768, то он является необоснованным, поскольку данный срок установлен с целью процедурного урегулирования деятельности жилищного органа и не является пресекательным. Поэтому при выявлении обстоятельств, препятствующих нахождению Давидяна Р.Р. на жилищном учете, он обоснованно снят с этого учета.
По тем же основаниям является необоснованной ссылка в жалобе на направление из жилищного органа по месту службы Давидяна Р.Р. уведомлений о распределении ему жилых помещений.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 28 октября 2021года по административному исковому заявлению Давидяна Романа Размиковича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.