Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2005 г. N А13-6787/2005-07
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Кочеровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.08.2005 по делу N А13-6787/2005-07 (судья Богатырева В.А.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Лабичевой Анны Георгиевны (далее - Предприниматель, Лабичева А.Г.) 180 руб. штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 11.08.2005 в удовлетворении заявленного Управлением фонда требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов, Лабичева Анна Георгиевна зарегистрирована Администрацией города Вологда в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем ей выдано свидетельство от 27.09.2001 N 31841. В 2004 году Предприниматель прошла перерегистрацию в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", о чем ей выдано свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о нем, как предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004.
14 января 2005 года Лабичева А.Г. представила в Управление фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2003 год.
При проверке полученных документов установлено нарушение Предпринимателем срока их представления. Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ, (далее - Закон N 27-ФЗ) срок представления сведений - не позднее первого марта года, следующего за отчетным (в данном случае - до 01.03.2004). Между тем Лабичева А.Г. представила документы с необходимыми сведениями только 14.01.2005. Выявленное нарушение отражено в акте от 14.01.2005 N 11018.
Решением Управления фонда от 30.03.2005 N 110-018 Предприниматель привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 180 руб. штрафа. Сумма штрафа исчислена страховщиком на основании данных ведомости уплаты страховых взносов за 2003 год (л.д. 11), представленной Лабичевой А.Г.
Требование от 30.03.2005 N 11-018 об уплате штрафа в срок до 13.04.2005, направленное Предпринимателю, в установленный срок не исполнено, поэтому Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказал заявителю в удовлетворении требования, сославшись на пропуск Управлением фонда у станов ленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ срока давности взыскания штрафной санкции, однако кассационная инстанция считает такое решение суда ошибочным, а потому подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, могут выступать страхователи или физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Понятия "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" приведены законодателем в статье 1 Закона N 27-ФЗ. В силу данной нормы к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, индивидуальный предприниматель как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть отнесен и к категории страхователей, и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Как следует из представленной Предпринимателем ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год, Лабичева А.Г. в 2003 году уплачивала платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации только за себя.
Пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет вместе с копией платежного документа следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
На основании статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи - физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности и об уплаченных страховых взносах.
Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах установлен в соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" Правительством Российской Федерации утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета .сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция). Согласно пункту 38 Инструкции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно, до 1 марта.
Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений установлена в статье 17 Закона N 27-ФЗ. К страхователям - нарушителям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Штраф взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим же Законом. Названный Закон не регламентирует порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов, за исключением указания на судебный порядок их взыскания, следовательно, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что при применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Налоговым кодексом Российской Федерации ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Кодекс предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1 НК РФ).
Учитывая, что составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля не обязательно, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях исчисляется со дня обнаружения соответствующего правонарушения и определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При разрешении данного спора суд первой инстанции посчитал, что шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа должен исчисляться с даты, когда Управление фонда должно было выявить факт правонарушения (узнать о нем). Такой датой суд признал 02.03.2004, то есть следующий день после установленного Законом срока представления сведений. С этого числа, по мнению суда первой инстанции, Управлению фонда стало известно о невыполнении Предпринимателем обязанности по представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Кассационная инстанция считает этот вывод суда не соответствующим нормам материального права.
Из пункта 1 статьи 115 НК РФ следует, что шестимесячный срок на обращение в суд с иском о взыскании санкции исчисляется со дня фактического обнаружения (выявления) уполномоченным органом правонарушения, а не со дня, когда оно должно быть обнаружено (выявлено).
На это же указано и в пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5, согласно которому в случае, когда составление по результатам налогового контроля акта проверки не обязательно, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок исчисляется со дня обнаружения соответствующего правонарушения и определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Кроме того, предусмотренный статьей 17 Закона N 27-ФЗ штраф в размере 10 процентов исчисляется от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Данные о сумме страховых платежей (взносов), подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, отражаются плательщиками в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11), которая представляется в органы Пенсионного фонда Российской Федерации вместе с индивидуальными сведениями (формы СЗВ-4-1, СЗВ-4-2), а также в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период (год).
Следовательно, до получения документов, содержащих информацию о сумме причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, Управление фонда не имеет возможности наложить предусмотренный статьей 17 Закона N 27-ФЗ штраф, исчисляемый в виде процентов от названной суммы.
Как видно из акта проверки от 14.01.2005 N 11018 и решения от 30.03.2005 N 110-018, сумма штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исчислена Управлением фонда на основании данных ведомости уплаты страховых взносов за 2003 год (л.д. 11). Эта ведомость вместе с индивидуальными сведениями (формы СЗВ-4-1, СЗВ-4-2) представлена Предпринимателем в Управление фонда только 14.01.2005, в этот же день Управление фонда составило акт, где зафиксировало совершенное Лабичевой А.Г. и выявленное Управлением фонда правонарушение. Доказательств более раннего получения Управлением фонда сведений о сумме платежей, причитающихся с Предпринимателя за отчетный год в Пенсионный фонд Российской Федерации, в деле нет. Предприниматель на наличие таких доказательств также не ссылается.
Следовательно, днем обнаружения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, следует признать 14.01.2005 - дату получения Управлением фонда ведомости, что отражено в акте от 14.01.2005 N 11018. Со следующего дня исчисляется установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ шестимесячный срок давности взыскания штрафных санкций.
Заявление в арбитражный суд о взыскании с Предпринимателя штрафа, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, подано Управлением фонда 12.07.2005, то есть в пределах шестимесячного срока, установленного в пункте 1 статьи 115 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает неправомерным, не соответствующим нормам материального права, отказ суда первой инстанции во взыскании с Предпринимателя 180 руб. штрафа со ссылкой на пропуск Управлением фонда установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ срока давности его взыскания, а потому решение суда подлежит отмене, а требования Управления фонда - удовлетворению.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, а также положения подпунктов 1, 12 и 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Предпринимателя подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой (500 руб.) и кассационной (1000 руб.) инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.08.2005 по делу N А13-6787/2005-07 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Лабичевой Анны Георгиевны (свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица 27.09.2001 N 31841, выданное Администрацией города Вологды), зарегистрированной по адресу: 160000, город Вологда, улица Псковская, дом 9, квартира 9, в доход Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области 180 руб. штрафа, а также 1500 руб. госпошлины в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2005 г. N А13-6787/2005-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника