Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2006 г. N А56-6911/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 мая 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу Казанцевой Н.В. (доверенность от 31.10.2005 N 03-05/16948),
рассмотрев 19.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2005 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2005 (судьи Згурская М.Л., Зайцева Е.К., Масенкова И.В.) по делу N А56-6911/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Новый проект" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом его уточнения) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция), выразившегося в непринятии решения о возврате Обществу 521 356 руб. 15 коп. излишне уплаченных штрафных санкций.
Решением суда первой инстанции от 20.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2005, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговый орган не имеет правовых оснований для возврата Обществу 521 356 руб. 15 коп. штрафных санкций, поскольку организация не воспользовалась своим правом на обжалование в суд решения Инспекции от 22.03.2004 N 41800071 о привлечении ЗАО "Новый проект" к налоговой ответственности.
Кроме того, Инспекция считает, что в данном случае неприменима статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в ней не упоминается о зачете или возврате излишне уплаченных штрафных санкций.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Решением Инспекции от 22.03.2004 N 41800071 Общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 521 356 руб. 15 коп. штрафа за непредставление в установленный срок налоговой декларации по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2002 год.
Общество в добровольном порядке исполнило требование налогового органа.
Инспекция, полагая, что налогоплательщик уплатил штрафные санкции по пункту 2 статьи 119 НК РФ не в полном объеме, обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 50 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2004 по делу N А56-34213/04 Инспекции отказано в удовлетворении требований о взыскании с Общества 50 000 руб. штрафа. Судом установлено, что Общество исполнило обязанность по представлению налоговой декларации по ЕСН за 2002 год в установленный законодательством срок, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для начисления штрафа по пункту 2 статьи 119 НК РФ.
02.12.2004 Общество направило в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного штрафа.
Поскольку Инспекция не исполнила требования Общества, ЗАО "Новый проект" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что суды, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Это право налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 НК РФ обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Согласно пункту 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.
Пунктами 4 и 5 статьи 78 НК РФ установлен порядок проведения зачета.
Поскольку в данном случае решением суда первой инстанции от 22.10.2004 по делу N А56-34213/04 установлено отсутствие у налогового органа оснований для начисления штрафных санкций по пункту 2 статьи 119 НК РФ, отказ Инспекции возвратить излишне уплаченный налогоплательщиком штраф прямо противоречит положениям статей 32 и 78 НК РФ.
Ссылку Инспекции на то, что положениями статьи 78 НК РФ регулируется только возврат излишне уплаченного налога, а не штрафа, суд кассационной инстанции считает несостоятельной.
Положения названной статьи могут быть применены в данном случае по аналогии закона. Кроме того, отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации процедуры возврата излишне уплаченного штрафа не может служить основанием как для удержания спорной суммы в бюджете, так и для отказа в удовлетворении заявленных требований.
То обстоятельство, что Общество не обжаловало в судебном порядке решение Инспекции от 22.03.2004 N 41800071 не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку положениями налогового законодательства не связываются возврат излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов с обязательным признанием недействительным акта налогового органа, обязывающего уплатить налоговые платежи.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2005 по делу N А56-6911/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2006 г. N А56-6911/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника