Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2006 г. N А13-5570/2005-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Клириковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.10.2005 по делу N А13-5570/2005-28 (судья Тарасова О.А.),
установил:
Муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное производственное предприятие "Подшипник" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным принятого на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области, (далее - налоговая инспекция) от 17.11.2004 N 343 о взыскании задолженности по налогам (обязательным платежам) и пеням за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 11.10.2005 требования Предприятия удовлетворены частично. Суд признал оспариваемое постановление недействительным в части взыскания 1 170 835,82 руб. обязательных платежей (взносов) в Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, 1 461 260,84 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков их уплаты, а также 9 580,36 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Суд обязал налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматриваюсь.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части признания недействительным постановления налогового органа от 17.11.2004 N 343 и отказать Предприятию в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.01.2001 за Предприятием числилась задолженность по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 2 232 661,56 руб., а также 1 560 329,83 руб. пеней. Эта же сумма задолженности имелась у Предприятия и по состоянию на 01.01.2002.
По заявлению Предприятия от 24.12.2001 (л.д. 23-24, 41, т. 2), полученному налоговым органом 26.12.2001, принято решение о реструктуризации этой суммы задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и пеням от 14.01.2002 N 25 (л.д. 28-30, т. 2).
Решением от 19.04.2004 N 33 (л.д. 42-43, т. 2) действие решения о реструктуризации прекращено в связи с невыполнением Предприятием его условий.
Спустя более шести месяцев, 17 ноября 2004 года, налоговая инспекция вынесла предусмотренные статьей 47 НК РФ решение N 343 (л.д. 70, т. 1) и постановление за этим же номером (л.д. 17, т. 1) о взыскании задолженности по налогам (обязательным платежам) и пеней за счет имущества налогоплательщика, в общей сумме 3 323 180,52 руб. В нее вошли 1 170 835,82 руб. задолженности по взносам в Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, 2 112 197,92 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, 17 790,56 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и 22 356,22 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования.
Предприятие, считая постановление налогового органа от 17.11.2004 N 343 незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
До вынесения судом решения в судебном заседании заявитель подтвердил факт наличия задолженности по пеням, начисленным за нарушение сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и единого социального налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования, в общей сумме 19 268,44 руб. (л.д. 85, т. 1). Признание налогоплательщика принято судом.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Предприятием требования частично. Оспариваемое постановление налоговой инспекции признано недействительным в части взыскания 1 170 835,82 руб. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и 1 470 841,2 руб. пеней.
Кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что задолженность Предприятия перед государственными социальными внебюджетными фондами в сумме 3 792 991,39 руб. числилась у него по состоянию на 01.01.2001.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), с 1 января 2001 года осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
На случай ее неисполнения Налоговым кодексом Российской Федерации установлен принудительный порядок ее взыскания.
Принудительное исполнения обязанности организации по уплате налога или сбора начинается с направления ей предусмотренного статьей 69 НК РФ требования. Это требование направляется в установленные статьей 70 НК РФ сроки, в данном случае - в течение трех месяцев со дня, когда налоговому органу стало известно о размере задолженности плательщика по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся на 01.01.2001.
В связи с возложением на налоговые органы статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" обязанности по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, разработаны Методические указания по порядку организации передачи государственными внебюджетными социальными фондами в налоговые органы сведений о плательщиках страховых взносов. Эти указания изложены в совместном письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.10.2000 N БГ-6-07/814, Министерства труда и социального развития от 18.10.2000 N 214-АП, Пенсионного фонда Российской Федерации от 18.10.2000 N КА-16-27/9192, Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.10.2000 N 02-08/06-2134П, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 18.10.2000 N 4875/20-2/и. Методическими указаниями предусмотрено составление плательщиками страховых взносов актов сверки расчетов с государственными внебюджетными социальными фондами. Акты должны содержать все реквизиты плательщика и быть составлены в трех экземплярах. Акты сверки передаются Управлению МНС России по субъекту Российской Федерации в течение 10 дней после сверки. УМНС России обязано вести журналы поступлений актов сверки и оперативно производить передачу указанных документов нижестоящим налоговым органам.
Согласно актам сверки расчетов по страховым взносам и пеням между Предприятием и Пенсионным фондом, Государственным фондом занятости населения и фондами обязательного медицинского страхования (л.д. 87-94, т. 1), имеющимся в материалах дела, сверки проведены и акты составлены 17.01.2001 и 22.03.2001. Требование же N 4941 об уплате задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные социальные фонды и пеней (л.д. 25-26, т. 1) направлено налоговой инспекцией плательщику только в январе 2002 года (23.01.2002, л.д. 62, т. 1). В деле отсутствуют доказательства несвоевременной передачи налоговому органу актов сверки либо сведения о принятии налоговой инспекцией мер, направленных на их своевременное получение.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске налоговым органом предусмотренного статьей 70 НК РФ срока направления требования.
В то же время несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога (обязательного платежа) и пеней, если налоговым органом соблюден предельный срок принудительного взыскания налога (обязательного платежа) и пеней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. В пункте 3 названной статьи указано, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В данном случае в связи с неисполнением требования от 23.01.2002 N 4941 налоговая инспекция 18.03.2002 вынесла решение N 77/19 о взыскании суммы недоимки по налогам (обязательным платежам) и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке (л.д. 67, т. 1).
Однако несвоевременное направление налоговым органом требования привело к нарушению совокупности установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков:
- трехмесячного срока направления требования (статья 70 НК РФ),
- срока уплаты недоимок и пеней, установленного в направленном налогоплательщику требовании,
- шестидесятидневного срока вынесения решения, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ решение, принятое после истечения установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Несвоевременное вынесение налоговой инспекцией решения по статье 46 НК РФ препятствует реализации налоговым органом права на принудительное взыскание задолженности по налогам (обязательным платежам) и пеням за счет иного имущества в порядке, установленном статьей 47 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.
В пункте 1 статьи 47 НК РФ указано, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 данного Кодекса.
Поскольку налоговый орган нарушил срок вынесения решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика, суд первой инстанции признал незаконным принятое на основании статьи 47 НК РФ постановление налоговой инспекции от 17.11.2004 N 343 в части взыскания 1 170 835,82 руб. обязательных платежей (взносов) в Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и 1 461 260,84 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков их уплаты.
Кроме того, кассационная инстанция считает постановление налогового органа от 17.11.2004 N 343 незаконным и по следующим основаниям.
Направление налоговой инспекцией Предприятию 23.01.2002 требования N 4941 об уплате задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные социальные фонды и пеней после вынесения 14.01.2002 решения N 25 об их реструктуризации, равно как и принятие решения от 18.03.2002 N 77/19 о взыскании задолженности за счет денежных средств Предприятия, в период действия решения о реструктуризации не основано на нормах Налогового кодекса Российской Федерации, а потому незаконно.
После прекращения по решению от 19.04.2004 N 33 действия решения о реструктуризации налоговая инспекция в установленные сроки не направляла предусмотренное статьей 69 НК РФ требование, не выносила решения о взыскании оставшейся задолженности в порядке статьи 46 НК РФ.
В принятое налоговым органом по истечении более шести месяцев со дня прекращения реструктуризации постановление от 17.11.2004 N 343 о взыскании задолженности за счет иного имущества налогоплательщика вошла сумма задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и пеням, оставшаяся не уплаченной Предприятием на момент прекращения действия решения от 14.01.2002 N 25.
То есть это постановление вынесено с нарушением установленного статьями 69, 70, 71 и 46 НК РФ порядка принудительного взыскания указанной задолженности по обязательным платежам и пеням.
При названных обстоятельствах довод налоговой инспекции о неправильном применении судом первой инстанции статей 46 и 47 НК РФ отклоняется кассационной инстанцией как не подтвержденный материалами дела.
Ссылка налогового органа в кассационной жалобе на своевременное направление плательщику предусмотренного статьей 69 НК РФ требования об уплате задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные социальные фонды и пеням, а также вынесение предусмотренных статьями 46 и 47 НК РФ решений, кассационная инстанция считает не соответствующей конкретным вышеприведенным обстоятельствам данного спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку в данном случае иного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, судом кассационной инстанции жалоба налогового органа рассмотрена в пределах приведенных в ней доводов.
Исходя из доводов жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для ее удовлетворения и отмены принятого судом по данному делу решения.
Руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.10.2005 по делу N А13-5570/2005-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2006 г. N А13-5570/2005-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника