Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 января 2006 г. N А42-6683/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мончегорску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.09.2005 по делу N А42-6683/2005 (судья Евтушенко О.А.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Мончегорску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с войсковой части N 13690 (далее Войсковая часть) 1 851,55 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты авансового платежа по единому социальному налогу за декабрь 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 14.09.2005 в удовлетворении заявленного налоговой инспекцией требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное ею требование, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку Войсковая часть является государственным учреждением, имеет только бюджетные счета в органах Федерального казначейства, налоговый орган не вправе взыскивать денежные средства в порядке, установленном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Налоговая инспекция считает, что в данном случае возможно только судебное взыскание пеней.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке
Как видно из материалов дела, Войсковая часть 24.02.2005 представила в налоговую инспекцию декларацию по единому социальному налогу за 2004 год, согласно которой сумма авансового платежа за декабрь 2004 года составила 598 800 руб.
В связи с неуплатой налогоплательщиком указанной суммы авансового платежа по единому социальному налогу в установленный пунктом 3 статьи 243 НК РФ срок (до 17.01.2005) налоговая инспекция начислила 1 878,43 руб. пеней.
Направленное Войсковой части требование от 05.03.2005 N 485 об уплате пеней в срок 15.03.2005 налогоплательщик не исполнил, поэтому налоговым органом в порядке, установленном статьей 46 НК РФ, вынесено предусмотренное статьей 46 НК РФ решение от 04.04.2005 N 139 о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Однако налоговый орган не сумел выставить инкассовые поручения (распоряжения) на списание соответствующих денежных средств в уплату пеней, поскольку у Войсковой части, как государственного учреждения, имеются только открытые в органе Федерального казначейства бюджетный счет и лицевой счет.
Взыскание денежных средств с этих счетов на основании инкассовых поручений (распоряжений) налогового органа в силу положений абзаца второго пункта 5 статьи 46 НК РФ не допускается.
Названное обстоятельство послужило основанием для обращения налоговой инспекции с заявлением о взыскании пеней в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив законность и обоснованность начисления налоговым органом 1 851,55 руб. пеней за нарушение срока уплаты авансового платежа по единому социальному налогу за декабрь 2004 года, отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования со ссылкой на отсутствие у заявителя оснований для взыскания с Войсковой части пеней в судебном порядке.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы налоговой инспекции и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает такое решение суда ошибочным, а потому подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 75 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается начислением пени. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 1, 3, 5 статьи 75 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 статьи 46 НК РФ). Решение о взыскании, согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Вместе с тем в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Войсковая часть в 1999 году зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем ей выдано свидетельство о государственной регистрации от 12.11.1999 N 314/4/0827. В 2003 году Войсковая часть включена в Единый государственный реестр юридических лиц под основным государственным регистрационным номером 1035100061061. Войсковая часть является государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, имеет бюджетный счет и лицевой счет, открытые в органе Федерального казначейства.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 109 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется на основании исполнительных листов и судебных приказов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. Взыскание средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с предъявленными в территориальные органы Федерального казначейства исполнительными листами и судебными приказами судебных органов и на основании расчетных документов получателей средств федерального бюджета исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета.
Порядок предъявления исполнительного листа к должникам-получателям средств федерального бюджета регламентирован Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.07.2004 N 379 и от 24.02.2005 N 95), а также Правилами организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов Федерального казначейства Министерства финансов России по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными приказом Министерством финансов Российской Федерации от 15.05.2001 N 36н (с изменениями и дополнениями).
Учитывая изложенное, налоговая инспекция не имела права на бесспорное взыскание соответствующей суммы пеней с лицевого счета Войсковой части, открытого в органе Федерального казначейства.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога, а также пеней за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ. Шестимесячный срок для обращения в суд является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя.
В пункте 12 постановления от 28.02.2001 N 5 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), указал на то, что судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.
Материалами дела подтверждается, что налоговой инспекцией не пропущен шестимесячный срок взыскания 1 851,55 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты авансового платежа по единому социальному налогу за декабрь 2004 года.
Декларация по единому социальному налогу за 2004 год, по данным которой налоговой инспекцией установлена неуплата в установленный срок (17.01.2005) авансового платежа по единому социальному налогу за декабрь 2004 года, представлена Войсковой частью 24.02.2005. Требование от 05.03.2005 N 485 об уплате в срок до 15.03.2005 соответствующей суммы пеней направлено налоговой инспекцией в пределах трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ. В арбитражный суд с заявлением о взыскании пеней, налоговая инспекция обратилась 14.07.2005, в пределах совокупности сроков, установленных Налоговым кодексом.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает неправомерным отказ суда первой инстанции во взыскании с войсковой части N 13690 1 851,55 руб. пеней, начисленных налоговой инспекцией за нарушение срока уплаты авансового платежа по единому социальному налогу за декабрь 2004 года.
Обжалуемое решение суда подлежит отмене, а требования налоговой инспекции - удовлетворению.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, а также положения подпунктов 1, 12 и 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Войсковой части подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой (500 руб.) и кассационной (1000 руб.) инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.09.2005 по делу N А42-6683/2005 отменить.
Взыскать с Войсковой части N 13690, зарегистрированной Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Мончегорску Мурманской области 10.01.2003 под номером 1035100061061 и расположенной по адресу: 184512, Мурманская область, город Мончегорск, поселок сельского типа 27 км, в доход соответствующего бюджета 1 851,55 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты авансового платежа по единому социальному налогу за декабрь 2004 года, а также в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2006 г. N А42-6683/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника