Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 января 2006 г. N А26-1160/2005-14
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 10.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.07.2005 по делу N А26-1160/2005-14 (судья Денисова И.Б.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК), администрации муниципального образования города Сортавала о взыскании 159 266 руб. 13 коп. компенсации в возмещение затрат на предоставление ветеранам 50-процентной скидки по оплате коммунальных услуг, субсидий малоимущим гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг с января по ноябрь 2004 года в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия.
Решением от 07.07.2005 иск удовлетворен частично путем взыскания 1 755 руб. 08 коп. за счет казны Республики Карелия. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит отменить обжалуемый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно отказал во взыскании с администрации города Сортавала убытков, возникших у истца в результате предоставления муниципальным учреждением "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства" субсидий по оплате жилья гражданам, проживающим в общежитии. Кроме того, истец считает незаконным рассмотрение дела без участия муниципального учреждения "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела, с января по ноябрь 2004 года ОАО "Российские железные дороги" в лице Петрозаводской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения при взимании платы за коммунальные услуги с граждан, проживающих в домах, находящихся на ее балансе, предоставляло 50-процентную скидку в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия и порядке его присвоения", в результате чего у истца возникли убытки в размере 1 768 руб. 39 коп., так как предоставленные им по Федеральному закону "О ветеранах" субсидии составили - 1007 руб. 72 коп., по Закону Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" - 760 руб. 67 коп.
Факт предоставления льгот подтверждается реестрами граждан, счетами-фактурами, справкой финансового управления города Сортавала, актом сверки задолженности.
Суд первой инстанции, проанализировав статью 10 Федерального закона "О ветеранах" и статью 4 Закона Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения", постановление правительства Республики Карелия от 27.02.2004 N 17-П, пришел к правомерному выводу о том, что указанные расходы подлежат возмещению за счет бюджета Республики Карелия, а поскольку Минфин РК как уполномоченный государственный орган не исполнил обязанность по финансированию льгот в полном объеме, правомерно взыскал 1755 руб. 08 коп. за счет казны Республика Карелия. При этом суд обоснованно отказал во взыскании суммы налога на добавленную стоимость, включенной истцом в размер иска.
Отказывая в удовлетворении иска о взыскании расходов, понесенных истцом в результате предоставления малоимущим гражданам, проживающим в общежитии, принадлежащем истцу, субсидий по оплате жилья в размере 157 493 руб. 74 коп., суд первой инстанции правомерно руководствовался Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 было утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 4 части 2 этого Положения граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма, заключенного с собственниками жилых помещений (физическими и юридическими лицами) частного жилищного фонда, или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде независимо от формы собственности, не имеют права на получение субсидий.
Как установлено судом первой инстанции, между филиалом ОАО "Российские железные дороги", являющегося собственником жилищного фонда (общежития), и гражданами заключен договор коммерческого найма. При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности предоставления этим гражданам субсидий.
Частью четвертой статьи 15.4 Закона "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части первой настоящей статьи.
Довод подателя жалобы о том, что его убытки должны быть компенсированы администрацией города Сортавала, является необоснованным, поскольку материалы дела не содержат доказательств издания ею либо Республикой Карелия какого-либо нормативно-правового акта об установлении малоимущим гражданам дополнительных условий предоставления субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.07.2005 по делу N А26-1160/2005-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2006 г. N А26-1160/2005-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника