Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 января 2006 г. N А56-44903/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Казанцевой Р.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта Панкратовой О.Н. (доверенность от 28.12.2005 N 1.45-183), от федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт "Масштаб" Никулина Н.И. (доверенность от 10.01.2006 N 1),
рассмотрев 19.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2005 (судья Сенопальникова Л.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2005 (судьи Герасимова М.М., Ларина Т.С., Марченко Л.Н.) по делу N А56-44903/2004,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт "Масштаб" (далее - Институт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта (далее - Предприятие) 36 363 руб. 06 коп. ущерба, причиненного истцу повреждением автомобиля.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2005, исковые требования Института удовлетворены.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение от 30.03.2005 и постановление от 06.10.2005 и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неполное исследование судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела. По мнению подателя жалобы, полотно дорожного покрытия, пролегающее вдоль трамвайных путей, не находится на балансе Предприятия, в связи с чем оно не отвечает за состояние этого покрытия и не обязано возмещать ущерб, причиненный ненадлежащим содержанием этой проезжей части. Ответчик считает, что в данном случае имеется вина водителя истца, однако это обстоятельство судами обеих инстанций не исследовано.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы, а представитель Института, считая их несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность решения суда первой инстанции от 30.03.2005 и постановления апелляционного суда от 06.10.2005 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 30.06.2004 на Большом Сампсониевском проспекте автомобиль ВАЗ-21043, государственный номер В 718 ТУ 78, управляемый работником Института Семеновым А.В., двигавшийся по трамвайным путям в попутном направлении, попал в выбоину, образовавшуюся в междурельсовом дорожном покрытии. В результате этого автомобиль получил механические повреждения.
Постановлением отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Управления внутренних дел Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Отдел) от 02.07.2004 материал проверки N 4558 по данному факту прекращен; в действиях водителя Семенова А.В. не выявлено нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации. Из названного постановления также следует, что автомобиль получил механические повреждения в результате "плохого состояния проезжей части (провал проезжей части)".
Из находящейся в материале проверки справки Отдела от 02.07.2004 видно, что содержание трамвайных путей и дорожного покрытия в зоне трамвайных путей по Большому Сампсониевскому проспекту осуществляется службой пути Предприятия (лист дела 8).
В связи с этим Институт обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика стоимости восстановительного ремонта автомобиля, расходов, связанных с оценкой этого ремонта и транспортировкой поврежденного автомобиля.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обозрев материалы проверки N 4558, сделали вывод о том, что требования истца правомерны и доказаны по размеру.
Кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты правильными.
В соответствии со пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 2 этой статьи лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Суд первой инстанции, возлагая на Предприятие обязанность возместить истцу ущерб, ошибочно сослался на положения статьи 1079 ГК РФ.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "ГОСТом Р 50097-93" следует читать "ГОСТом Р 50597-93"
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТом Р 50097-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.93 N 221 (далее - ГОСТ).
Требования ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 1 ГОСТа установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Пунктом 3.1.1 ГОСТа предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В силу пункта 3.1.2 ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Из материалов дела следует, что длина междурельсовой выбоины составила 4 м 30 см, ширина 1 м 70 см и глубина 15 см, что превышало установленные ГОСТом предельные размеры. Расположение названной выбоины подтверждается схемой к протоколу осмотра места происшествия (лист дела 98).
Вывод судебных инстанций о том, что Предприятие является надлежащим ответчиком, поскольку осуществляет содержание дорожного покрытия в зоне трамвайных путей, основан на материалах дела (лист дела 8).
Предприятие, оспаривая вину в причинении истцу ущерба, ссылалось на то, что у него на балансе состоят только трамвайные рельсы, в связи с чем оно не отвечает за состояние междурельсового покрытия проезжей части. Однако доказательств этого ответчик не представил.
Ссылка в жалобе на то, что судами первой и апелляционной инстанций не оценен довод ответчика о наличии вины водителя Семенова А.В. в причинении ущерба автомобилю, является несостоятельным.
Судебные инстанции дали оценку приведенному доводу и сделали вывод о том, что в действиях водителя нет нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации.
Этот вывод следует из постановления Отдела от 02.07.2004, согласно которому автомобиль истца двигался по трамвайным путям в попутном направлении, так как все полосы в данном направлении были заняты (лист дела 6), что не противоречит пункту 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, а также из объяснений представителя истца о том, что водитель не мог увидеть залитую водой выбоину.
Размер заявленного Институтом ущерба подтверждается калькуляцией ЗАО "АЭНКОМ" N 813/5-0804 о стоимости восстановительного ремонта, платежным поручением от 14.09.2004 N 405 об оплате услуг указанной организации, актом выполненных ЗАО "АЭНКОМ" работ от 22.09.2004 и квитанцией к приходному кассовому ордеру от 30.06.2004 N 49 об оплате истцом услуг ООО "Форвард" по транспортировке поврежденного автомобиля. Судебные инстанции посчитали сумму иска доказанной, что Предприятие в жалобе не оспаривает.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2005 по делу N А56-44903/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2006 г. N А56-44903/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника