Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2006 г. N А05-4651/2005-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Старченковой В.В.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Турыгина Д.В. (доверенность от 30.12.2005),
рассмотрев 10.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 15.08.2005 (судья Куницына Л.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2005 (судьи Бекарова Е.И., Бунькова Е.В., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4651/2005-3,
установил:
Открытое акционерное общество "Архэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования "Устьянский район", Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области и Управлению социальной защиты населения администрации Архангельской области о взыскании (с учетом увеличения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) 105 522,25 руб. расходов, связанных с предоставлением в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 15.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2005, исковые требования полностью удовлетворены за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение в части удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации и отказать в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает на следующее:
- в материалах дела отсутствуют доказательства того, что лица, участвующие в деле, запрашивали из федерального бюджета денежные средства для компенсации расходов по реализации Закона в размере, большем, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год";
- Департаментом не в полном объеме израсходованы денежные средства, выделенные Архангельской области на реализацию Закона;
- Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя обязательства.
В судебном заседании представитель Департамента возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте его слушания, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела Общество в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 в соответствии со статьей 17 Закона предоставляло инвалидам льготы в виде 50-процентной скидки в оплате электроэнергии.
Понесенные в связи с этим расходы в сумме 105 522,25 руб., остались не возмещенными, что и послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и обоснованность требований истца по размеру подтверждаются материалами дела и не оспариваются подателем жалобы.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Статьей 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено выделение из Фонда компенсаций субсидий и субвенций на финансирование расходов, предусмотренных Законом.
Данной нормой установлено, что предоставление и расходование указанных средств осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", согласно приложению 14 к названному Федеральному закону.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот.
Согласно пункту 9 Порядка расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" в 2004 году Архангельской областью из Фонда компенсаций в 2004 году получена субсидия на реализацию Закона в размере 313 189 тыс. руб. Кроме того, выделено 148 851 тыс. руб. субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидами.
Судом установлено, что указанные денежные средства получены Департаментом и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям, которые, в свою очередь, полностью распределили их между организациями, предоставившими льготы инвалидам.
Однако денежных средств, выделенных в 2004 году муниципальному образованию "Устьянский район", оказалось недостаточно для реализации Закона.
При отсутствии в деле доказательств выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере и документального подтверждения довода Минфина РФ о наличии неиспользованных остатков денежных средств, полученных Архангельской областью на реализацию Закона, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4651/2005-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2006 г. N А05-4651/2005-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника