Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2006 г. N А26-3690/2005-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И., Кустова А.А.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Пахоменко Р.В. (доверенность от 10.01.2006),
рассмотрев 18.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.09.2005 по делу N А26-3690/2005-14 (судья Денисова И.Б.),
установил:
Жилищно-эксплуатационный кооператив "Дружба-4" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Управление), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 13 775 руб. 22 коп. расходов, возникших в связи с предоставлением в период с ноября 2003 года по декабрь 2004 года льгот по оплате коммунальных услуг гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Петрозаводска (далее - Администрация).
Решением от 05.09.2005 иск удовлетворен. С Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Кооператива взыскано 13 775 руб. 22 коп. компенсации. В иске к Управлению и Минфину РК отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и вынести новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Минфина РК не согласился с доводами, изложенными в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Кооператив на основании статьи 11 Закона в период с ноября 2003 года по декабрь 2004 года при взимании платы за коммунальные услуги учитывал льготу в размере до 50% лицам, награжденным знаком "Почетный донор России". При этом у истца возникли расходы, которые он и просил возместить.
В соответствии со статьей 11 Закона гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", предоставляется скидка до 50% при оплате коммунальных услуг.
Согласно статье 4 Закона финансирование мероприятий по развитию организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.02 N 68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" вопрос о том, за счет каких средств должно осуществляться лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона, в том числе право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг, на федеральном уровне не решен, поэтому впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В данном определении Конституционный Суд Российской Федерации также указывает на то, что пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и должен истолковываться как обязывающий органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 30.06.2004) Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что расходы Кооператива за 2003 год подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации, является обоснованным. Что касается расходов, возникших у Кооператива в 2004 году - они подлежат взысканию с Минфина РК за счет казны Республики Карелия в виду следующего.
Удовлетворяя за счет средств казны Российской Федерации требования истца о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате коммунальных услуг, суд исходил из того, что, предоставив указанную льготу, федеральный законодатель не определил надлежащим образом механизм и источники компенсации расходов организациям, предоставляющим льготы по оплате коммунальных услуг.
Между тем в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2004 N 426 (далее - Правила), расходы, связанные с реализацией статьи 11 Закона, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год.
В соответствии с пунктом 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования расходов на эти цели, предусмотренных в установленном порядке Минфину РФ, и на основании ежеквартальных отчетов финансовых органов субъектов Российской Федерации о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией статьи 11 Закона (представляются в Минфин РФ не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом), а также данных о количестве граждан, которым предоставлены указанные льготы.
Таким образом, вывод суда о том, что федеральный законодатель не определил надлежащим образом механизм и источники компенсации расходов Кооператива в 2004 году, является необоснованным.
Правилами определены источник финансирования взыскиваемых расходов и механизм компенсационных выплат, то есть расходы истца по предоставлению льгот в 2004 году должны возмещаться за счет средств Республики Карелия.
Судом не учтены вышеуказанные обстоятельства, что привело в данной части к принятию необоснованного судебного акта.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 05.09.2005 подлежащим изменению в части взыскания в пользу истца с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 11 948 руб. 40 коп. расходов по предоставлению в 2004 году льгот лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" (л.д. 45). Указанная сумма подлежит взысканию с Минфина РК за счет средств казны Республики Карелия.
Таким образом, в пользу истца с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации подлежат взысканию 1826 руб. 82 коп., а с Минфина РК за счет средств казны Республики Карелия - 11 948 руб. 40 коп. компенсации.
В связи с тем, что Минфин РФ освобожден от уплаты госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, госпошлина с суммы иска, удовлетворенной за счет казны Российской Федерации, взысканию не подлежит. С Минфина РК за счет средств казны Республики Карелия подлежит взысканию 477 руб. 72 коп. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 867 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.09.2005 по делу N А26-3690/2005-14 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу жилищно-эксплуатационного кооператива "Дружба-4" 1 826 руб. 82 коп. компенсации в связи с предоставлением в ноябре и декабре 2003 года льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия за счет средств казны Республики Карелия в пользу жилищно-эксплуатационного кооператива "Дружба-4" 11 948 руб. 40 коп. компенсации в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате теплоэнергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия за счет средств казны Республики Карелия в доход федерального бюджета 477 руб. 72 коп. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции".
В остальной части решение суда от 05.09.2005 оставить без изменения.
Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия за счет средств казны Республики Карелия в доход федерального бюджета 867 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2006 г. N А26-3690/2005-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника