Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 сентября 2000 г. N А05-300/00-17/7
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Ломакина С.А. и Шевченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Октябрьское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.02.2000 по делу N А05-300/00-17/7 (судья Шашков А.Х),
установил:
Администрация Архангельской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Октябрьское" (далее - МУРЭП "Октябрьское") 75 492 руб. 25 коп. финансовых санкций за нарушение нормативов по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда.
Решением от 25.02.2000 с МУРЭП "Октябрьское" в соответствии со статьями 33 и 34 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - Кодекс) взыскано 37 746 рублей 13 копеек финансовых санкций. В остальной части иска отказано. Госпошлина взыскана в сумме 834 рублей 90 копеек.
Производство по апелляционной жалобе Администрации прекращено определением от 07.07.2000.
В кассационной жалобе МУРЭП "Октябрьское" просит отменить решение суда и в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Администрация и МУРЭП "Октябрьское" о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Государственная жилищная инспекция Архангельской области (далее - Инспекция) в октябре 1999 года провела проверку выполнения предприятием работ, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в результате которой выявлены нарушения нормативов по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, о чем составлены предписания от 15.10.99 N 453 и от 29.10.99 NN 459-460. В предписаниях отражены характер нарушений, срок их устранения, приведен расчет финансовых санкций и указано на необходимость их внесения в течение 15 дней со дня вручения предписания. Предписания вручены должностным лицам в день их составления. Финансовые санкции взыскиваются на основании Областного закона Архангельской области от 26.11.98 N 98-19-ОЗ "Об ответственности за нарушение нормативов по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда", которым установлена ответственность подрядных организаций в виде финансовых санкций за допущенные вышеперечисленные нарушения.
В соответствии со статьей 8 Кодекса никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством.
Пунктом 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94, органам государственной жилищной инспекции предоставлено право в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и неисполнение предписаний об устранении выявленных недостатков.
Государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации являются, юридическими лицами (пункт 11 Положения).
Положением о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденным постановлением главы администрации Архангельской области от 05.09.96 N 461 и принятым в соответствии с Типовым положением о государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, которое утверждено приказом Госстроя России от 25.03.98 N 17-66, установлено, что инспекция является юридическим лицом, вправе применять и взыскивать финансовые санкции за вышеуказанные нарушения.
Следовательно, в данном случае инспекция вправе обратиться в суд с иском. Администрация же такого права не имеет, то есть иск заявлен ненадлежащим лицом.
Кроме того, статьи 5 и 6 Кодекса не предоставляют субъекту Российской Федерации права устанавливать административную ответственность за вменяемые по данному делу нарушения, поскольку статьей 4 Кодекса это отнесено к компетенции Российской Федерации.
Соответствующими компетентными органами Российской Федерации административная ответственность за нарушение требований и норм по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда не установлена, Кодексом такая ответственность также не предусмотрена.
В пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1086 с последующими изменениями содержится указание Министерству строительства Российской Федерации подготовить совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложения об административной ответственности за нарушение требований и норм по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, в которых необходимо предусмотреть предоставление субъектам Российской Федерации права установления мер административного воздействия, а также порядка применения штрафных санкций за указанные нарушения.
В установленном законодательством порядке такие нормы не приняты.
Таким образом, с учетом положений статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Областной закон от 26.11.98 N 98-19-О3 "Об ответственности за нарушение нормативов по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда" в данном случае применен быть не может.
Кроме того, наложение административного взыскания возможно лишь в соответствии с постановлением, вынесенным уполномоченным на то органом (должностным лицом). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление (решение), которое должно отвечать требованиям статей 261 и 262 Кодекса, то есть производство по делу, которое вела государственная жилищная инспекция Архангельской области, противоречит содержащимся в Кодексе общим требованиям, предъявляемым к производству по делам, возникающим из административно-правовых отношений.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции как вынесенное с нарушением норм материального права подлежит отмене. Администрации же следует отказать в иске в полном объеме.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.02.2000 по делу N А05-300/00-17/7 отменить.
В иске администрации Архангельской области отказать.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2000 г. N А05-300/00-17/7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника