Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2006 г. N А52-3287/2005/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А.
рассмотрев 11.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 31.08.2005 по делу N А52-3287/2005/2 (судья Героева Н.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альгиз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области (далее - налоговая инспекция) от 27.06.2005 N 13-03/2294.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 31.08.2005 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте его слушания, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество представило 20.04.2005 в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2005 года, в которой предъявило к вычету 25 715 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. Вместе с декларацией в соответствии с положениями 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее - Соглашение), налогоплательщик представил заявление и документы, подтверждающие факт импорта товара.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленных декларации и документов, в ходе которой установил неправомерное применение налоговых вычетов в сумме 25 715 руб., о чем сообщением от 27.05.2005 N 13-03/347дсп уведомил общество. Основанием для признания названной суммы налога необоснованно включенной в состав налоговых вычетов в проверенном периоде, послужило следующее.
При проведении проверки налоговая инспекция установила, что сумма налога на добавленную стоимость в размере 25 715 руб. уплачена в бюджет в марте 2005 года. Вместе с тем, как указал ответчик, отметка об уплате обществом налога по заявлениям от 20.04.2005 N 110 и N 111 проставлена налоговым органом 27.04.2005. По мнению налоговой инспекции, поскольку перечисленная в бюджет сумма налога признается фактически уплаченной только когда она нашла свое отражение в налоговой декларации, а декларация и пакет документов представлен налогоплательщиком в апреле 2005 года, налог в сумме 25 715 руб. по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь, необоснованно принят обществом к вычету в 1 квартале 2005 года.
Решением от 27.06.2005 N 13-03/2294 налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 5 143 руб., ему было предложено уплатить 25 715 руб. налога на добавленную стоимость и 752 руб. пеней.
На основании принятого решения, обществу были направлены требования об уплате налога и налоговых санкций по состоянию на 27.06.2005.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования и признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, исходил из того, что общество представило в налоговую инспекцию все предусмотренные действующим законодательством документы для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, постановки на учет товара и уплату суммы налога в марте 2005 года.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены или изменению принятого по делу судебного акта.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и порядок реализации этого права установлены статьями 171 - 173 НК РФ. Согласно названным нормам налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам в силу пункта 2 этой статьи подлежат и суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. При этом вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет этих товаров с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов. Согласно же пункту 2 статьи 173 НК РФ положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
По смыслу названных норм право налогоплательщика на вычет и возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, обусловлено фактами уплаты им сумм налога, начисленных таможенными органами в составе таможенных платежей, и оприходования товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации в соответствующих таможенных режимах, а правовое значение такого возмещения - компенсация реальных затрат налогоплательщика по уплате установленного законом налога.
В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь (Приложение к Соглашению, далее - Приложение) налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
- заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога;
- выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
- договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
- налогоплательщики Республики Беларусь - счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа РФ; налогоплательщики РФ - товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.
Первый экземпляр заявления остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара.
Порядок проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Порядок) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь утвержден Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н, зарегистрированным в Минюсте России 1 марта 2005 г.
Согласно пункта 4 Порядка проставление на заявлениях отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (наличие освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации), производится налоговым органом при соответствии сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в соответствующей налоговой декларации и документах, представленных в соответствии с пункта 6 раздела 1 Положения, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты представления в налоговый орган документов, указанных в пункте 2 Порядка.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на то, что налогоплательщик неправомерно предъявил налог на добавленную стоимость к вычету за март 2005 года (когда он был фактически перечислен в бюджет) поскольку отметка об уплате косвенных налогов проставлена на заявлении только в апреле 2005 года.
Однако требования налогового органа не соответствуют положениям главы 21 Налогового кодекса РФ, поскольку, в таком случае организация сможет возместить из бюджета уплаченный налог на добавленную стоимость в более поздний срок, чем тот, который предусмотрен Кодексом.
Следуя положениям Налогового кодекса Российской Федерации, оприходовав ввезенный товар в учете и оплатив налог на добавленную стоимость по ним в первом квартале 2005 года, налогоплательщик вправе предъявить налог к вычету также в этом налоговом периоде.
Факты оприходования товара и уплаты налога именно в марте 2005 года установлены судом, подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования и признал оспариваемое решение налогового органа недействительным.
Кассационная инстанция не усматривает нарушений норм материального и процессуального права и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 31.03.2005 по делу N А52-3287/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2006 г. N А52-3287/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника