Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 октября 2000 г. N А56-6732/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Дмитриева В.В. и Пастуховой М.В.,
при участии от Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа N 36 Ефименковой И.А. (доверенность от 10.10.2000 N 592), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Латыниной С.В. (доверенность от 10.10.2000 N 18/610),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2000 по делу N А56-6732/00 (судьи Жбанов В.Б., Орлова Е.А., Згурская М.Л.),
установил:
Муниципальный Совет муниципального образования муниципального округа N 36 (далее - Муниципальный Совет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС Красногвардейского района) о признании недействительным решения от 06.03.2000 N 20/414 о привлечении администрации муниципального образования муниципального округа N 36 (далее - Администрация) к налоговой ответственности за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
Решением от 05.07.2000 суд удовлетворил иск, отклонив довод ответчика о том, что Муниципальный Совет является ненадлежащим истцом.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС Красногвардейского района просит отменить решение суда от 05.07.2000 и оставить иск без рассмотрения. По мнению ответчика, Муниципальный Совет является ненадлежащим истцом, поскольку спорным решением к налоговой ответственности привлечена Администрация. Суд не произвел замену ненадлежащей стороны, чем нарушил требования статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отзыве на жалобу Муниципальный Совет просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов ответчика.
В судебном заседании представитель ИМНС Красногвардейского района поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Муниципального Совета, указывая на их несостоятельность, просил оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция считает, что решение суда от 05.07.2000 подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела Муниципальный Совет обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения ИМНС Красногвардейского района от 06.03.2000 N 20/414, которым за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе налогоплательщик - Администрация (свидетельство от 28.02.2000 серия 87 N 0211710) привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей.
В силу пункта 12 части 1 статьи 21, статей 137 и 138 НК РФ обжаловать в арбитражный суд в установленном АПК РФ порядке акт налогового органа ненормативного характера вправе налогоплательщик, права которого этот акт нарушает. По смыслу части 1 статьи 22 и статьи 34 АПК РФ истцом является юридическое лицо, предъявившее в своих интересах иск в арбитражный суд.
В данном случае спорное решение принято в отношении Администрации, которая согласно статье 20 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.95 N 154-Ф "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 56 Устава муниципального образования муниципального округа N 36, зарегистрированного постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 24.06.98 N 163 (далее - Устав), и пункту 1.4 Положения, утвержденного постановлением Муниципального Совета от 12.11.98 N 107, является юридическим лицом, уполномоченным пунктом 35 статьи 57 Устава предъявлять в арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций.
При таких обстоятельствах Муниципальный Совет является ненадлежащим истцом по данному спору и подлежал замене в порядке, установленном статьей 36 АПК РФ. Однако суд разрешил спор по существу и принял 05.07.2000 решение с нарушением требований статьи 36 АПК РФ, что является безусловным основанием к отмене судебного акта в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 176 АПК РФ.
Ссылка Муниципального Совета на пункт 24 статьи 44 Устава как основание для предъявления им иска несостоятельна, поскольку названный пункт Устава предусматривает право Муниципального Совета предъявлять в суд иски только в случаях, предусмотренных законодательством. Налоговым и процессуальным законодательством это право предоставлено только Администрации.
Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция считает, что решение суда от 05.07.2000, принятое с нарушением требований статьи 36 АПК РФ, подлежит отмене в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 176 и пунктом 3 статьи 175 АПК РФ с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует выполнить требования статьи 36 АПК РФ и разрешить спор с соблюдением требований норм АПК РФ и НК РФ.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2000 по делу N А56-6732/00 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
M.B. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2000 г. N А56-6732/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника