Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 декабря 2000 г. N А05-5200/00-326/10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.2000 по делу N А05-5200/00-326/10 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области (далее - ИМНС по Северодвинску, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к ООО "Мобил Телеком Северодвинск" (далее - общество) о взыскании 145,6 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость за 2-й квартал 1999 года в результате занижения базы, облагаемой налогом.
Решением арбитражного суда от 14.09.2000 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и принять новое, указывая на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество 29.12.99 представило в налоговую инспекцию дополнительный расчет по налогу на добавленную стоимость за 2-й квартал 1999 года, согласно которому доначислен налог в сумме 1 034 руб., а с учетом имеющейся переплаты подлежащая доплате в бюджет сумма налога согласно дополнительному расчету составляет 728 руб.
Налоговая инспекция провела 17.01.2000 камеральную проверку дополнительного расчета, о чем на расчете сделана запись.
По материалам проверки налоговой инспекцией принято постановление от 22.03.2000 N 22-15/1017 о привлечении ответчика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога в результате занижения облагаемой налогом базы в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 145, 6 руб.
Постановление о привлечении к налоговой ответственности и требование об уплате налога, пеней и штрафов направлены ответчику 27.03.2000 и получены последним 30.03.2000.
Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции указал, что согласно пункту 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога. По смыслу статей 88, 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату налога на основании камеральной проверки нормами Кодекса не предусмотрено. Налогоплательщик может быть привлечен налоговым органом к налоговой ответственности за неполную уплату налога только на основании акта выездной налоговой проверки, на проведение которой в данном случае налоговая инспекция не ссылалась.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 87 налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то согласно абзацам 3 и 4 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
При этом составление акта по результатам камеральной проверки Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Из абзаца 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. Данное требование имеет иное значение, чем требование, предусмотренной статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку является по сути информированием налогоплательщика о результатах проведенной камеральной проверки. В материалах дела такое требование отсутствует и налоговая инспекция не указывала на его направление ответчику.
Неисполнение налогоплательщиком этого требования, в том числе направление им возражений на него, является основанием для рассмотрения налоговым органом материалов камеральной проверки в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки налоговый орган принимает одно из решений, перечисленных в пункте 2 статьи 101 Кодекса. Решение о доначислении по результатам камеральной проверки налогов и пеней принимается налоговым органом и в случае отказа в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени в соответствии с абзацем вторым статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предлагает налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции в соответствии с пунктом 1 статьи 104 Кодекса.
В данном случае должностными лицами налогового органа установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок реализации результатов камеральной проверки не соблюден, а следовательно по указанным основаниям решение отмене не подлежит.
В то же время вывод суда первой инстанции о том, что привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности возможно только на основании акта выездной налоговой проверки, не соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.2000 по делу N А05-5200/00-326/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС по Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2000 г. N А05-5200/00-326/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника