Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2000 г. N А56-19896/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Зубаревой Н.А. и Ломакина С.А., при участии от Оборонной спортивно-технической организации Московского района Жилинской И.А. (доверенность от 28.06.2000), Поповой Е.А. (доверенность от 28.06.2000), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Мельниковой Т.К. (доверенность от 17.04.2000 N 18/4702), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение от 03.10.2000 (судьи Рыбаков С.П., Аносова Н.В., Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 21.11.2000 (судьи Левченко Ю.П., Загараева Л.П., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-19896/00,
установил:
Оборонная спортивно-техническая организация Московского района (далее - ОСТО) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция, ИМНС) от 16.06.2000 N 07/7523 о доначислении 8 844 руб. налога на прибыль и 3 908 руб. налога на добавленную стоимость, начислении пеней за их неуплату в установленный срок, а также о привлечении ОСТО к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 03.10.2000 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.11.2000 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение и отказать в удовлетворении иска. По мнению налоговой инспекции, организация, занимающаяся только сдачей объектов недвижимости в аренду, не вправе включать в состав расходов, уменьшающих доход от сдачи имущества в аренду, общехозяйственные расходы (в том числе заработную плату генерального директора, главного бухгалтера, оплату консультационных, аудиторских услуг, услуг связи и т.п.). Такие организации вправе вычитать из дохода только расходы, которые непосредственно связаны с получением доходов. К ним налоговая инспекция относит: амортизационные отчисления и эксплуатационные расходы по имеющемуся у истца в собственности помещению; плату за арендованные помещения, которые истец сдает в субаренду: расчетно-кассовое обслуживание; налоги (на землю, на пользователей автомобильных дорог).
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в марте - апреле 2000 года провела выездную проверку соблюдения ОСТО налогового законодательства за период с 01.01.97 по 01.01.2000. Результаты проверки отражены в акте от 26.04.2000.
Налоговая инспекция установила, что налогоплательщик в проверенном периоде осуществлял только деятельность по сдаче в аренду собственного помещения. Доходы от сдачи помещений в аренду истец считал выручкой от реализации услуг и учитывал на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", а расходы формировал в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (далее - Положение о составе затрат).
Однако полагая, что указанный доход в соответствии с пунктами 6 и 10 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" относится к внереализационным доходам, то есть сумма, полученная от сдачи в аренду имущества, должна отражаться на счете 80 "Прибыли и убытки", налоговая инспекция признала неправомерным уменьшение ОСТО полученного дохода при исчислении налогооблагаемой прибыли на сумму общехозяйственных расходов, предусмотренных подпунктом "и" пункта 2 Положения о составе затрат. В результате названного нарушения, по мнению ИМНС, истец занизил налогооблагаемую прибыль и недоплатил налог на прибыль.
Кроме того, отнесение налоговой инспекцией полученных ОСТО доходов от сдачи имущества в аренду к внереализационным повлекло признание неправомерным предъявления ОСТО к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам материальных ресурсов, работ услуг, поскольку на основании статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" к возмещению из бюджета может быть предъявлен налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам материальных ресурсов, работ, услуг, стоимость которых относится на издержки производства и обращения (себестоимость).
Решением от 16.06.2000 N 07/7523 налоговая инспекция доначислила налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, начислила пени за их неуплату в установленный срок, а также привлекла ОСТО к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Суды первой и второй инстанций признали решение налоговой инспекции недействительным, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
В силу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях права, если иное не предусмотрено Кодексом.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками (статья 2 Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях").
Именно поэтому некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и пункту 2.12 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" являются плательщиками налога с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. При этом в составе таких доходов и расходов не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций), и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно. Порядок исчисления сумм превышения доходов от предпринимательской деятельности над расходами аналогичен порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятия.
Уставом ОСТО сдача нежилых помещений и объектов недвижимости в аренду и субаренду отнесена к одному из видов деятельности, осуществляемых организацией для содержания Авиамодельного спортивно-технического клуба. Наличие раздельного учета доходов и расходов судом первой инстанции установлено. В проверяемый период налогоплательщик иных видов коммерческой деятельности, кроме сдачи нежилых помещений в аренду, не осуществляло.
Анализ норм статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" свидетельствует о том, что законодатель, вводя понятие "внереализационные доходы", исходил из того, что хозяйствующие субъекты помимо доходов от основных видов деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, для извлечения прибыли от которых они созданы, могут иметь дополнительные доходы, не связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг.
Для обложения этих дополнительных доходов, названных "внереализационными", налогом на прибыль названным Законом установлен особый порядок.
Однако когда осуществление операции, отнесенной пунктом 6 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" к внереализационной, в данном случае сдачи имущества в аренду, становится единственным видом деятельности организации, полученные от этой деятельности доходы не могут считаться внереализационными, поскольку организация иных видов деятельности не ведет.
Если предприятие осуществляет основную деятельность и дополнительные виды деятельности, все общехозяйственные расходы (именуемые в подпункте "и" пункта 2 Положения о составе затрат "затратами, связанными с управлением производством") относятся на себестоимость производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Именно поэтому при определении расходов в связи с получением доходов, отнесенных к внереализационным, общехозяйственные расходы не учитываются, поскольку они уже должны уменьшить налогооблагаемую прибыль в результате вычитания из выручки, полученной по основной деятельности - реализации продукции (работ, услуг).
Если же основным и единственным видом деятельности организации становится сдача имущества в аренду, правомерно признание дохода от этого вида деятельности выручкой. Следовательно, затраты, подлежащие вычету из этой выручки, определяются в соответствии с Положением о составе затрат.
Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" доход от сдачи имущества в аренду отнесен к объектам обложения налогом на добавленную стоимость и расценивается как выручка от реализации услуг. Статьей 7 этого Закона предусмотрена реализация услуг (в том числе по сдаче в аренду имущества) по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Из сумм налога на добавленную стоимость, полученных от покупателей (в данном случае арендаторов), подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные поставщикам потребленных материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Признание в рассматриваемом случае всех расходов, связанных с коммерческой деятельностью истца, внереализационными необоснованно лишит налогоплательщика права на уменьшение "НДС полученного" на суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные поставщикам потребленных материальных ресурсов ("НДС уплаченного"), и тем самым исказит объект обложения налогом на добавленную стоимость.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что жалоба налоговой инспекции не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 21.11.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-19896/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2000 г. N А56-19896/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника