Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 февраля 2006 г. N А56-16023/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Дмитриева В.В., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 01.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2005 (судья Бойко А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2005 (судьи Шульга Л.А., Протас Н.И., Фокина Е.А.) по делу N А56-16023/2005,
установил:
Лужская районная общественная организация инвалидов "Сахарный ларчик" (далее - ЛРООИ "Сахарный ларчик", организация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Лужскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 17.03.2005 N 13/27-Р в части начисления 344 517 руб. 99 коп. единого социального налога, привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в виде взыскания 68 903 руб. 60 коп. штрафа и начисления пеней за его несвоевременную уплату в сумме 101 925 руб. 29 коп.
Решением суда от 19.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.112005, признано недействительным решение инспекции от 17.03.2005 N 13/27Р в части привлечения организации к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 68 903 руб. 60 коп., доначисления единого социального налога в сумме 344 517 руб., 99 коп. и начисления 101 925 руб. 29 коп. пеней за несвоевременную уплату единого социального налога.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на то, что судами не принято во внимание то обстоятельство, что представленные организацией документы не могут служить основанием для предоставления льготы по уплате единого социального налога, просит отменить принятые по делу судебные акты.
По мнению налогового органа, представленные организацией документы не дают права на применение льготы по единому социальному налогу, установленной абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как данная льгота распространяется на общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% от общего числа членов организации. Использование льготы должно быть подтверждено документально: должны представляться сведения о инвалидах и документы, подтверждающие факт установления инвалидности. Организация документально не подтвердила, что инвалиды составляют не менее 80% от общего числа членов организации, следовательно, суммы единого социального налога и пеней начислены правомерно. Инспекция также ссылается на то, что организацией не предпринимаются действия для достижения уставных целей, председателем правления Матвеевым Ю.А. не подписывался протокол N 1 общего собрания членов организации, не открыт расчетный счет.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в период с 27.01.2005 года по 11.02.2005 была проведена выездная налоговая проверка ЛРООИ "Сахарный ларчик" по вопросам:
правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога за 2002, 2003 годы, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование путем проверки обоснованности применения налогового вычета при расчете единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет за 2002,2003 годы;
правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 18 мая 2002 года по 26 января 2005; полноты и своевременности предоставления в инспекцию сведений о доходах физических лиц за 2002-2003 годы.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 11.02.2005 N 13/26-А и вынесено решение от 17.03.05 N 13/27Р, которым ЛРООИ "Сахарный ларчик" привлечена к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Тем же решением организации предложено уплатить налоговые санкции в сумме 68 903 руб. 60 коп., неуплаченные (не полностью уплаченные) налоги в сумме 344 517 руб. 99 коп., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 101 925 руб. 29 коп.
Организация обжаловала решение инспекции в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал недействительным решение инспекции от 17.03.2005 N 13/27-Р в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 68 903 руб. 60 коп., доначисления единого социального налога в сумме 344 517 руб. 99 коп., взыскания 101 925 руб. 29 коп пеней за его несвоевременную уплату.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.05, решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация. В силу статьи 8 названного Закона членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.
В соответствии с подпунктом 2 (абзац 2) пункта 1 статьи 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения. В силу подпункта 2 (абзац 3) пункта 1 статьи 239 НК РФ данная льгота применяется и к организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов.
В соответствии с Уставом ЛРООИ "Сахарный ларчик", зарегистрированным Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 24 апреля 2002 года, регистрационный номер 2086 (листы дела 62-70) и свидетельством о государственной регистрации от 24 апреля 2002 года N 2086 (лист дела 71) заявитель является общественной организацией инвалидов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ЛРООИ "Сахарный ларчик" является общественной организацией инвалидов, все члены которой в период с 2002 по 2003 г.г. являлись инвалидами.
Таким образом, подлежит отклонению довод налогового органа об отсутствии документального подтверждения того факта, что инвалидами являются не менее 80 процентов членов ЛРООИ "Сахарный ларчик".
Суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что налоговый орган неправомерно отказал организации в применении льготы по уплате единого социального налога, предусмотренной статьей 239 НК РФ.
Доводы инспекции о том, что организацией не предпринимаются действия для достижения предусмотренных уставом целей, не подписан протокол N 1 общего собрания членов организации, не открывался расчетный счет, не имеют правового значения при разрешении вопроса о применении льготы по уплате единого социального налога, поскольку законодатель не связывает применение данной льготы с достижением каких-либо конкретных целей общественной организацией инвалидов.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2005 по делу N А56-16023/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2006 г. N А56-16023/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника