Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 февраля 2006 г. N А05-11836/2005-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В.,
при участии от Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельской области Фарбер С.Г. (доверенность от 30.01.06 N 09-15/7),
рассмотрев 07.02.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.05 по делу N А05-11836/2005-9 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельской области (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 20.07.05. N 18-23-3292/30030, которым у фонда затребованы документы для проведения камеральной налоговой проверки.
Решением от 10.10.05 суд удовлетворил требования фонда.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 10.10.05. По мнению подателя жалобы, в ходе камеральной налоговой проверки инспекция вправе затребовать у налогоплательщика документы, необходимые для осуществления налогового контроля, а также для подтверждения стоимости имущества, находящегося на учете организации, и правомерности заявленной в декларации льготы.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель фонда, считая доводы инспекции несостоятельными, просил оставить решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 22.03.05 заявитель представил в инспекцию налоговую декларацию по налогу на имущество за 2004 год и документы согласно описи N 3/1265.
В связи с проведением камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком декларации инспекция 20.07.05 направила фонду требование N 18-23-3292/30030 о представлении в пятидневный срок документов согласно перечню, указанному в нем.
Фонд, считая, что требование от 20.07.05 N 18-23-3292/30030 затрагивает его права и законные интересы, руководствуясь статьей 142 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьями 198, 199 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании требования инспекции недействительным.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной или выездной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В силу статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Таким образом, согласно положениям статей 80 и 88 НК РФ задачей камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога на основе декларации и документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение тех или иных положений декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговых органов. Требование налогового органа о представлении документов может быть направлено при проведении как камеральных, так и выездных налоговых проверок, поскольку статьей 93 НК РФ не предусмотрены какие-либо исключения из этого правила.
Однако, как следует из части 4 статьи 88 НК РФ налоговый орган ограничен периодом проведения камеральной проверки, который исчисляется с момента представления налогоплательщиком декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и составляет три месяца. В данном случае декларация по налогу на имущество вместе с документами, согласно штампу налогового органа на декларации получены инспекцией 24.03.05. Следовательно, камеральная проверка подлежала проведению в срок до 24.06.05. Между тем требование о представлении документов направлено налогоплательщику 20.07.05, то есть по истечении срока, предусмотренного для проведения камеральной проверки. Право налоговому органу на истребование документов вне рамок проведения налоговой проверки Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено.
При таких обстоятельствах судом принято правомерное решение о признании недействительным требования инспекции о представлении документов, направленное фонду вне рамок проведения налоговой проверки.
Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.05 по делу N А05-11836/2005-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с абзацем 4 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Пенсионный фонд обжаловал в суд требование налоговой инспекции о предоставлении документов. Суд первой инстанции поддержал позицию заявителя.
Рассматривая настоящее дело в связи с кассационной жалобой налогового органа, федеральный арбитражный суд обратил внимание на то, что согласно п.1 ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
В то же время необходимо учитывать, что налоговый орган ограничен периодом проведения камеральной проверки. Данный период исчисляется с момента представления налогоплательщиком декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и составляет три месяца.
В рассматриваемом случае налоговая декларация вместе с документами получена налоговым органом 24.03.2005 г. Следовательно, камеральная проверка должна была быть проведена в срок до 24.06.2005 г.
Однако оспариваемое требование о представлении документов направлено налогоплательщику 20.07.2005 г., то есть по истечении срока, предусмотренного для проведения камеральной проверки. Таким образом, данное требование является незаконным.
Исходя из изложенного, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налоговой инспекции и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2006 г. N А05-11836/2005-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника