Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 января 2006 г. N А26-806/2005-16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Р.Г. (доверенность от 01.08.2005),
рассмотрев 24.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2005 по делу N А26-806/2005-16 (судья Коростелева В.И.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Подпорожье" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Пудожской районной администрации местного самоуправления, государственному учреждению "Центр социальной работы Пудожского района" о взыскании (с учетом уменьшения размера иска) 76 798 руб. 27 коп. расходов, связанных с предоставлением с февраля по сентябрь 2004 года 50-процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", и 41 003 руб. 45 коп. расходов, на предоставление льгот в соответствии с Законом Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия".
Решением от 08.09.2005 исковые требования удовлетворены частично путем взыскания с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 50 036 руб. 92 коп., с Минфина РК за счет казны Республики Карелия - 18 280 руб. 03 коп.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение отменить в связи с нарушением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы расходы истца по Федеральному закону "О ветеранах" должны быть возмещены за счет средств казны Республики Карелия.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что решение подлежит отмене в части взыскания с казны Российской Федерации 50 036 руб. 92 коп.
Как следует из материалов дела, в 2004 году Предприятие при взимании платы за жилье и коммунальные услуги во исполнение Федерального закона "О ветеранах" и Закона Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" предоставляло 50-процентную льготу соответствующим категориям граждан.
Так как в результате предоставления указанных льгот у истца возникли некомпенсированные расходы в сумме 117 801 руб. 72 коп., он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом проанализирована статья 4 Закона Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и сделан правильный вывод, что расходы на предоставление льгот, связанных с оплатой коммунальных услуг, подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом суд правомерно отказал в иске о взыскании 22 723 руб. 42 коп., а также 26 761 руб. 35 коп., поскольку эти суммы являются расходами истца за 2003 год, а этот период не был заявлен при предъявлении иска.
Вместе с тем суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что расходы на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг по Федеральному закону "О ветеранах" подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации в связи с невыделением из федерального бюджета денежных средств бюджету Республики Карелия на финансирование льгот, установленных Законом.
По мнению кассационной инстанции, довод подателя жалобы о том, что финансирование льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом, должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Карелия следует признать правомерным.
При этом необходимо отметить, что вопросы социальной защиты населения относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разграничение полномочий в этой сфере между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в части социальной поддержки ветеранов регулировалось в спорный период Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с которым финансирование льгот осуществлялось за счет средств субъекта федерации.
Конституционность соответствующего разграничения полномочий по предоставлению социальных гарантий ветеранам не оспаривалась.
При таких обстоятельствах расходы истца, понесенные в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", подлежат взысканию с казны Республики Карелия.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, решение подлежит отмене в части взыскания с казны Российской Федерации 50 036 руб. 92 коп.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2005 по делу N А26-806/2005-16 отменить в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Подпорожье" 50 036 руб. 92 коп.
Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия за счет казны Республики Карелия 50 036 руб. 92 коп. в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Подпорожье".
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2006 г. N А26-806/2005-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника