Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 октября 2000 г. N А44-1629/00-С9-к
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Дмитриева В.В., Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Окуловскому району Новгородской области Максимовой Л.А. (доверенность от 04.09.2000 N 2507), от государственного учреждения "Окуловский лесхоз" Фомина В.Е. (доверенность от 12.07.2000 без номера),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Окуловскому району Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.08.2000 по делу N А44-1629/00-С9-к (судьи Куропова Л.А., Анисимова З.С., Янчикова Н.В.),
установил:
Государственное учреждение "Окуловский лесхоз" (далее - ГУ Окуловский лесхоз, лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Окуловскому району Новгородской области (далее - ИМНС по Окуловскому району, налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 10.07.2000 N 36 в части взыскания 950 371 руб. налога на добавленную стоимость и 257 372 руб. 75 коп. пеней по этому налогу, а также 29 950 руб. 45 коп. пеней за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Решением арбитражного суда от 21.08.2000 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения лесхозом законодателства о налогах и сборах за период с 01.04.97 по 01.04.2000, о чем составлен акт от 14.06.2000 N 36.
В ходе проверки установлено, что лесхоз в 1999 году и 1-м квартале 2000 года не уплачивал налог на добавленную стоимость по средствам, полученным от реализации древесины от рубок ухода за лесом, продукции побочного пользования лесом (новогодние ели) и от оказываемых услуг.
Налоговая инспекция также установила, что лесхоз в нарушение пунктов 24.1 и 25 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 в 1999 году и 1-м квартале 2000 года несвоевременно уплачивал налог на пользователей автомобильных дорог.
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 10.07.2000 N 36 о взыскании доначисленного налога на добавленную стоимость и пеней, а также начисленных в федеральный и территориальный дорожные фонды пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.
Принимая решение, суд указал, что согласно письму Федеральной службы лесного хозяйства от 15.07.94 N БФ-1-17-20/193 средства, полученные лесхозом от реализации побочной продукции, полученной в результате проведения лесохозяйственных работ, зачислялись на текущий счет "Суммы по поручениям" и отражались по дебету счета 55 и кредиту счета 96, субсчет "Собственные средства и другие поступления на ведение лесного хозяйства".
Суд также сослался на письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 22.07.96 N ВЗ-6-03/500 и Минфина Российской Федерации от 22.07.96 N 04-03-03, указав на ошибочность вывода налоговой инспекции о том, что указанным письмом лесхозам предоставлена льгота по налогу на добавленную стоимость в части средств, полученных от реализации древесины в связи с проведением лесоохранных мероприятий. Поскольку с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы могут использоваться в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, то с 01.01.99 указанные средств должны облагаться налогом на добавленную стоимость.
По мнению суда, указанным письмом средства лесхозов, полученные от реализации древесины от рубок ухода за лесом, в случае их целевого использования, определяются как средства целевого бюджетного финансирования, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Вместе с тем судом не учтено, что согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) установлено, что объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 4 названного Закона в облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, установлен пунктом 1 статьи 5 Закона.
Обороты лесхозов по реализации древесины от рубок ухода за лесом, продаже новогодних елей не указаны в этом перечне, то есть должны включаться в облагаемый налогом оборот.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о. налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В соответствии с пунктом 2 этой статьи при наличии вышеуказанного обстоятельства лицо не подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Однако выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, не освобождает налогоплательщика от уплаты налога и пеней за его несвоевременную уплату.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания решения налоговой инспекции от 10.07.2000 N 36 недействительным в части взыскания налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации древесины от рубок ухода за лесом, продажи новогодних елок и соответствующих пеней.
В акте проверки по этому эпизоду (пункт 2.4) также указано, что истец не начислял налог на добавленную стоимость на обороты по оказанию услуг. Вместе с тем в акте проверки не указано, какие конкретно виды услуг предоставлял лесхоз. Из выписок из главной книги (л.д.50-73) за проверяемый период не следует, что лесхоз оказывал какие-либо услуги сторонним организациям или физическим лицам.
Кассационная инстанция считает, что налоговая инспекция в силу статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала правомерность начисления налога на добавленную стоимость на обороты по оказанию услуг и соответствующих пеней.
Признавая необоснованным начисление и взыскание пеней за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог, суд первой инстанции исходил из того, что Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" сроки уплаты ежемесячных платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог не установлены. Нормы пунктов Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30, на которые ссылается налоговая инспекция, не могут быть применены к отношениям, возникшим после 01.01.99.
В то же время судом не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1 налог на пользователей автомобильных дорог относится к федеральным налогам. При этом установлено что налоги, служащие источниками образования дорожный фондов, зачисляются в Федеральный и территориальный дорожные фонды в порядке, определяемом законодательством о названных фондах.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено, что на территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых в Федеральном дорожном фонде Российской Федерации и в дорожных фондах республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.
В статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" указано, что налог перечисляется каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов. Пунктом 2 этой статьи также установлена ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и в территориальные дорожные фонды. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральными законами.
Пунктом 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Конституцией Российской Федерации, действовавшей на момент принятия Верховным Советом Российской Федерации постановления от 23.01.92 N 2235-1, постановления Верховного Совета Российской Федерации отнесены к законодательным актам Российской Федерации, обязательным к исполнению на всей ее территории. Кроме того, данное полномочие Верховному Совету Российской Федерации предоставлено статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Следовательно, законодательством предусмотрена ежемесячная уплата налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда определяется законами субъектов Российской Федерации. Законами Новгородской области не предусмотрена ежемесячная уплата данного налога в территориальный дорожный фонд.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания недействительным спорного решения налоговой инспекции в части начисления и взыскания пеней за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд, в связи с чем в этой части решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении иска следует отказать. В части начисления и взыскания пеней в территориальный дорожный фонд решение является законным и отмене не подлежит.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков, в связи с чем истцу следует возвратить госпошлину, уплаченную при подаче иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.08.2000 по делу N А44-1629/00-С9-к отменить в части.
В иске о признании недействительным решения ИМНС по Окуловскому району от 10.07.2000 N 36 в части взыскания налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации древесины от рубок ухода за лесом, продажи новогодних елей и соответствующих пеней, а также взыскании пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд, отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Возвратить Государственному учреждению "Окуловский лесхоз" из федерального бюджета 834 руб. 90 коп. госпошлины, уплаченной при подаче иска.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2000 г. N А44-1629/00-С9-К
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника